Каким будет будущее радиожурналистики в меняющейся реальности – эта дискуссионная тема положила начало тернингу для сотрудников Общественной Региональной Теле Радио Компании «Ынтымак» в городе Ош. Медиа-тренер Интерньюс Нетуорк Айзатбек Бешов считает, что будущее у радио есть, и потому, имеет смысл давать обществу качественный продукт.
«Вам следует помнить, у радио нет «картинки», и принято считать что это главный недостаток радио. Однако есть мнение что вербальная подача информации рисует собственную «картинку» в воображении каждого слушателя, к тому же радио – порой единственный канал получения информации, когда остальные способы для аудитории недоступны», — начал тренинг Айзатбек Бешов.
По словам медиа-тренера радиосюжеты и новости на музыкальном радио, все еще остаются привычными путями получения информации для значительной части общества, потому следует особое внимание уделять «радиофоничности» материалов. Айзатбек Бешов дал несколько базовых советов, как сделать радио-материал более привлекательным:
- Упрощайте текст. Употребляйте простые предложения. При творческом подходе, начало «лида» наверняка «зацепит» слушателя.
- Аббревиатуры следует разъяснять в начале текста. Помните – это особенно важно если текст на кыргызском.
- Аккуратней с числами, их следует округлять. Это в газетном тексте можно написать: 48,86% граждан Кыргызстана, к примеру, любит мороженое. На радио следует сказать: каждый второй житель Кыргызстана или половина населения…
- Украшайте радиосюжет звуками того о чем вы говорите, атмосферой где вы находитесь.
- И пожалуй главное – определитесь заранее с «фокусом» или углом подачи материала. Ведь правда же – Нельзя объять необъятное.
«Если вы говорите на одном, понятном, простом языке со своим слушателем, он будет вам верен, и продолжит слушать «ваше» радио. Более того начнет вам доверять», — добавил медиа-тренер говоря об аспектах работы радиожурналиста.
Участники тренинга, в свою очередь делились своим опытом, преимущественно из начального периода работы журналистом. Многие вспоминали свои первые интервью, материалы и допущенные ошибки, которые сейчас им самим кажутся смешными и курьезными.
«Я помню как записала свое первое интервью. Оно получилось очень длинным. Потом была проблема что оставить, а что «выбросить». Мне все казалось очень важным», — с улыбкой вспоминает свой первый опыт сотрудница ОРТРК «Ынтымак» Улугбек кызы Мадина.
«Чем больше запись – тем больше вам потом его «резать». Потому лучше сперва придя к человеку «разогреть» его недолгим разговором, а потом задать уже ваши вопросы. Тогда интервью получится предметным и компактным, будет меньше «воды»,— советует медиа-тренер Айзатбек Бешов.
Тренинг по радиожурналистике проходил с 20 по 22 мая 2015 года.
ОРТРК «Ынтымак» создано в 2011 году решением правительства Кыргызстана. Вещание ведется на кыргызском, узбекском и русском языках. Телерадиокомпания занимает лидирующее положение среди медиакомпаний юга Кыргызстана.
Айзатбек Бешов – начинал карьеру на музыкальных радиостанциях, с 2004 по 2013 году был штатным корреспондентом Русской Службы Би-Би-Си в Кыргызстане.