Суд в закрытом режиме рассмотрел вопрос об избрании меры пресечения Нурлану Карымшакову и его супруге, которые вышли на пикет против президента России Владимира Путина.
Ночью 29 марта в Первомайском районном суде в закрытом режиме был рассмотрен вопрос об избрании меры пресечения Нурлану Карымшакову и его супруге, которые вышли на пикет против президента России Владимира Путина. Суд постановил оставить их под подпиской о невыезде до конца срока следствия.
Сообщалось, что в ходе обыска дома супругов Карымшаковых, которые 27 марта вышли на пикет к Посольству России в КР, были обнаружены 17,6 тысячи долларов и оружие. Пресс-секретарь Бишкекского ГУВД Мира Абдылдаевасообщила «Азаттыку», что разрешительных документов на оружие не имелось:
«В ходе обыска, проведенного с санкции суда, в доме Нурлана Карымшакова были обнаружены двуствольное ружье, 10 патронов, одна банка пороха и 17,6 тысячи долларов. Кроме того, было установлено, что супруги Нурлан Карымшаков и Гульзана Имаева с 21 по 25 марта 2019 года пробыли в Мексике, и их визы в эту страну действительны до 30 июля 2019 года», — рассказала она.
Правозащитница Рита Карасартова, которая с самого начала мониторила дело активиста Карымшакова, говорит, что оружие принадлежит отцу Нурлана, и так как тот работал в сфере охраны окружающей среды, то все соответствующие разрешительные документы оформлены. По имеющимся данным, спрятанное на балконе оружие после смерти отца активиста никто не использовал. Сам Нурлан Карымшаков по работе выезжал за рубеж. В его паспорте имеются визы в Мексику и шенгенскую зону. Что касается денежных средств, то они, как объясняется, были получены от продажи прежнего жилья, и на данный момент готовился договор о покупке нового.
Супруги с плакатами
За день до приезда в Кыргызстан президента России Владимира Путина стало известно, что на пикет к Посольству РФ в КР вышла семейная пара — Нурлан Карымшаков и Гульзана Имаева. Супругов, которые держали плакаты с надписями «Путин – агрессор, убийца» и «Нет торпедам Путина на Иссык-Куле», утром 27 марта задержала милиция. По словам их адвоката Замира Жоошева, арестованных незаконно продержали весь день в отделении милиции и только потом передали следователю.
Адвокат Замир Жоошев говорит, что им предъявлены незаконные обвинения:
«На их плакатах были высказаны две мысли, что «Путин – агрессор» и что «здесь не должно быть российских баз». То есть, тут говорится об агрессии, которая приводит к жертвам в зарубежных странах, и о том, что «нельзя испытывать торпеды на Иссык-Куле». В данном случае Путин выступает как человек. И наши граждане, пользуясь своим конституционным правом, открыто выражают свое мнение о нем. Им предъявляется обвинение в «возбуждении расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни)» со ссылкой на заключение экспертизы. Но на плакатах ведь нет слов о национальности, религии или расы. Путин — что, национальность, религия или раса? Тут говорится о человеке. Поэтому неправильно предъявлять им обвинение по этой статье».
Перед занесением этого факта в Единый реестр преступлений и проступков следователи назначили лингвистическую экспертизу. И государственная судебная экспертиза вынесла заключение о том, что на плакатах, которые держала супружеская пара, «имеются призывы, разжигающие межнациональную, религиозную и расовую вражду». На основании этого Первомайский районный суд города Бишкека дал санкцию на проведение обыска в доме Карымшаковых.
Обыск в доме
Правозащитница Рита Карасартова заявила, что супругов из-за их открыто высказанного мнения долгое время продержали в отделении милиции без питания. По ее мнению, обвинять их в экстремизме – это грубое нарушение закона:
«Как только они вышли на пикет, их, оказывается, сразу задержала милиция, а судебная экспертиза вынесла заключение, что «имеются призывы, разжигающие межнациональную, религиозную и расовую вражду». На основании этого суд разрешил провести обыск в их доме. Но они не нашли в доме ничего противозаконного. И несмотря на это, против них открывают дело по экстремизму. При этом супругов, которых задержали еще утром 27 марта, до утра следующего дня, оказывается, не кормили. Это равносильно пыткам. Сотрудники милиции должны ответить за это».
ГУВД города Бишкека пока не прокомментировало то, что супругов, вышедших на пикет к посольству для выражения своей гражданской позиции, незаконно продержали более 15 часов и что им предъявлено обвинение в разжигании межнациональной розни.
Провокация или критика?
Политолог, придерживающийся прокремлевской позиции, и военный эксперт Токтогул Какчекеев считает, что выход супругов на пикет к посольству — это специально организованная провокация:
«Если сравнить некоторые события, которые происходят у нас, то видно, что часто встречаются спланированные вещи. И на фоне таких науськиваний некоторым силам нужно было появление информации о том, что визит Путина в Кыргызстан не приветствуется. И для того, чтобы оставить именно такое впечатление, возможно, заранее была спланирована и организована такая акция. Потому что не просто так супруги, заранее подготовив плакаты «Путин – убийца», вышли на пикет к посольству. Мы знаем, что чаще всего такое высказывалось Украиной. Поэтому не стоит сразу давать оценку этому делу, надо дождаться итогов следствия».
Общественный активист Нурлан Карымшаков ранее принимал участие в политических акциях против вступления Кыргызстана в ЕАЭС, где главным партнером выступает Россия. Гражданский активист Марат Мусуралиевзадается вопросом: разве в Кыргызстане есть закон, запрещающий критиковать Путина: «Нурлан – человек, имеющий свою четкую гражданскую позицию. Он попытался донести до общества эту свою позицию. Его также поддержала супруга. Я лишь могу сказать, что они молодцы. Насколько я знаю, Нурлан возглавлял аналитический центр. Получил образование в сфере политологии. И задерживать его, арестовывать только за то, что он высказал свое мнение о Путине, это не красит власть. Чего только не говорят о Путине по всему миру!? У наших граждан, что, нет права критиковать его? Это что-то такое, что запрещено законом?».
В то же время правоведы говорят, что по статье Уголовного кодекса, касающейся разжигания межнациональной розни, супруги могут быть осуждены на срок до 10 лет лишения свободы. Конституция Кыргызстана предоставляет всем гражданам проводить мирные акции вроде пикетов и митингов, свободно выражая свое мнение.
На главной фотографии гражданский активист Нурлан Карымшаков с супругой Гульзаной Имаевой пикетируют у Посольства России в КР. 27 марта 2019 г. (Фото взято с фейсбук-страницы Карымшаковых).
https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_activists_putin/29848827.html