Активист Атай Бейшенбек, задержанный по делу о подготовке к массовым беспорядкам, заявил, что начинает проект «СИЗО_book» – будет писать письма из–под стражи и делиться своим мнением.
«Мы с командой начинаем путь в активную социальную жизнь. Связываться буду через адвоката», – написал он.
Первое письмо Атая уже опубликовали на его странице в Facebook. В нем активист поделился своими мыслями, а также выдвинул требования к властям.
«На Курултае и 17 декабря президент Садыр Жапаров сказал, что, мол, не заставлял никого участвовать на сообрании по Кемпир–Абаду. А почему тогда задержали меня — того, кто не участвовал на собрании и даже не был членом комитета?» – задался он вопросом.
Бейшенбек потребовал от властей не вести судебные заседания в закрытом режиме и не ограничивать присутствие журналистов. Он считает, что судебные заседания нужно показывать в прямом эфире гостелеканала НТРК.
«Пусть народ видит и сам все взвешивает! Пусть все будет открыто, не скрывайте! […] Спасибо, что в своем интервью признали, что вашей ошибкой является то, что вы изначально не обсуждали открыто [обратился активист к президенту]. Именно по этой причине я не участвовал на тайных собраниях, которые устраивала власть. Вы меня задержали за то, что я потребовал, чтобы вы открыто сказали народу!» – написал он.
Блогер и гражданский активист Бейшенбек принимал активное участие в митингах гражданского общества – против коррупции, за свободу слова и многих других.
В середине октября 2022 года активист сообщил об угрозах главы службы информполитики администрации президента Дайырбека Орунбекова через WhatsApp. Сам Орунбеков отрицал угрозы и говорил, что лишь хотел «предупредить» Бейшенбека.
Несмотря на это, активист продолжал критиковать власти в своих социальных сетях, в том числе и передачу Кемпир-Абада Узбекистану. При задержании Бейшенбек сообщил, что не вступал в комитет защиты Кемпир-Абада и не участвовал в его собрании.
Задержания после критики передачи Кемпир-Абада Узбекистану
23 октября прошли обыски и задержания политиков и активистов, которые критиковали передачу Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану и создали комитет по его защите. В тот день были задержаны более 20 человек. Задержания продолжались еще несколько дней и всего были задержаны около 30 человек.
В МВД тогда заявили, что политики и активисты задержаны по подозрению в «подготовке к организации массовых беспорядков».
Все задержанные не признают вину и говорят о давлении, а также утверждают, что уголовное преследование началось из-за их позиции по Кемпир-Абаду.
Аресты более двадцати активистов и политиков уже осудили ряд депутатов, а Международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала власти Кыргызстана освободить всех задержанных.
16 декабря 15 задержанных активистов и политиков по кемпир-абадскому делу обратились к президенту Садыру Жапарову с требованием освободить политзаключенных и женщин, которые в одиночку воспитывают детей и являются единственными кормильцами в своих семьях. Обратившиеся считают, что всех их «незаконно заключили в тюрьму по сфальсифицированному Кемпир-абадскому делу».
В ответ Садыр Жапаров заявил, что не может никому дать приказ освободить кого-либо. Президент настаивает, что никто не вмешивается в работу судей по этому делу.
Он считает, что фигуранток Кемпир-Абадского дела арестовали «своевременно за планы госпереворота». По словам Жапарова, обвиняемые якобы ходили на собрания, где обсуждали планы госпереворота и количество людей, которых якобы соберут на предстоящих митингах.
Кроме того, президент заявил, что в течение двух лет из уст арестованных женщин «лилась ложь», но он не обращал внимания, потому что «не хотел на них равняться».