Психология может быть очень полезна в работе медиаспециалистов. В настоящее время пособий, разработок, специальных онлайн-ресурсов, посвященных общим и частным вопросам психологии журналистики, в интернете очень много.
Мы представляем небольшой обзор психологических факторов медиавосприятия.
Один из мощных искажающих факторов, не всегда осознаваемых нами на обыденном уровне, — цвет. Какие цветовые доминанты наблюдаются в современной журналистике? Яркие ли это цвета? Мрачная палитра? Пастельные тона? Ответ на все эти вопросы представляет значительный интерес, по меньшей мере, с двух точек зрения:
1. В цветовом аспекте пресса фиксирует своего рода «ментальную» цветность общества: что доминирует в прессе, то, видимо, доминирует в обществе. Пресса здесь вы-ступает в роли зеркала. А потому, изучив цветность картины мира журналиста, мы узнаем цветность нашего с вами мироощущения;
2. Цветность прессы, с другой стороны, отчасти программирует аудиторию. В условиях возрастающего воздействия многие ученые склонны утверждать: как расцветят мир журналисты, так мы его и будем воспринимать. «Любой цвет, и прежде всего тот, ко-торый встречается часто, образует особое поле символических значений с той или иной силой информационно-энергетического и эмоционального воздействия», — полагает Б.Я. Мисонжников.
Приведем основную, традиционную психологическую семантику цвета:
Красный – настраивает на решительность, привлекает внимание, обладает сексуальным зарядом, в большом количестве вызывает раздражение, агрессию, повышает тревожность.
Оранжевый – помогает вызвать прилив жизненных сил, тонизирует, стимулирует творчество, прибавляет активности при сохранении ощущения внутреннего равновесия и душевной гармонии, сохраняется в памяти наиболее продолжительное время.
Желтый – настраивает на коммуникабельность, стимулирует к открытости, помогает придать уравновешенность эмоциям, утихомирить душевное волнение, вызывает ощущение «интеллектуальности» носителя.
Розовый – усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими.
Голубой – настраивает на область возвышенных чувств, активизирует дружескую привязанность, дает возможность почувствовать связь со Вселенной, придает обсуждае-мому вопросу глобальность, ориентирует на благоприятный исход дела.
Синий – способствует концентрации, выделению наиболее значимого, целеустремленности, таинственности. Никогда не вызывает отрицательных эмоций.
Зеленый – все смягчает, снимает напряжение, остроту переживаний, расслабляет.
Фиолетовый – цвет самопогруженности, внутренней сосредоточенности, помогает абстрагироваться от всего ненужного, хорошо стимулирует работу мозга в плане решения творческих задач, настраивает на торжественный лад.
Черный – настраивает на изоляцию, помогает замкнуться и сконцентрироваться, может настроить на меланхолию и уныние, вызывает ощущение одиночества.
Белый – цвет полной открытости, готовности принять все.
Важно также помнить, что неорганизованное многоцветие действует утомительно, а цветовая монотонность безразлична и вяла. Необходимо учитывать и «дозировку». Так, обилие желтого цвета вызывает раздражение. И если золото в ограниченном количестве считается символом высокого качества, то увлечение им вызывает ощущение дешевки.
Большое значение в восприятии визуальной информации имеет размер. С увеличением размера повышаются шансы на привлечение внимания – особенно непроизвольного внимания. Причем размер имеет значение именно в контексте эмоциональной оценки сообщения.
Например, попытка рассмотреть серьезную проблему в коротком материале редко воспринимается с доверием.
Размер «работает» даже на уровне восприятия шрифта. Так, текст, набранный и заглавными, и строчными буквами воспринимается лучше, чем литерами одинакового размера; жирный шрифт вызывает ощущение тяжеловесности, массивности, надежности, а тонкий подчеркивает изящество и точность.
Способность управлять восприятием, привлекать может быть скорректирована при помощи интенсивности, контраста, положения. Например, в пособиях по дизайну часто можно прочитать рекомендации:
- Глаз автоматически отвергает сплошной длинный текст, не разбитый на абзацы, без подзаголовков и шрифтовых выделений, поскольку чем длиннее строка, тем чаще остановки глаз и медленнее скорость чтения;
- Текст с обрамлением вызывает больше внимания, чем без него;
- Текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает ощущение уверенности;
- Текст, обрамленный треугольником и поставленный на один из его углов, стимулирует действие;
- Вертикально расположенный текст создает ощущение оперативности, легкости, превосходства. Горизонтально расположенный текст – ощущение основательности, консервативности, солидности, респектабельности, надежности;
- Разреженный текст раздражает и препятствует постижению смысла;
- Неожиданно появляющийся жирный шрифт замедляет скорость чтения, но постепенно глаз «привыкает» к нему, и скорость восстанавливается до исходной;
- Строго геометрическое расположение элементов усложняет восприятие, полезна легкая асимметрия расположения элементов;
- Использование текста, обтекающего изображение, резко снижает его читабельность;
- Левая граница текста должна быть ровной;
- Короткие заголовки способствуют быстроте чтения.
Большое значение имеет движение. То, что движется – живет, а потому воспринимается нами с большим вниманием. Это можно назвать атавистическим ощущением: ведь то, что движется, может приблизиться к нам, а потому должно быть оценено с точки зрения безопасности.
Движение же воспринимается как более естественное, если оно осуществляется в привычном направлении (движение стрелок, указывающие символы – слева направо).
В корректировке процесса восприятия, в акцентуации фрагментов медиаматериала имеет значение изоляция. Если мы выделяем медиасообщение (за счет предварительной паузы, отбивки, джингла, рамки и т.д.), на него обратят большее внимание, ему придадут большее значение. Однако здесь нужно помнить золотое правило Солона – «ничего слишком». Выделяя все, мы не выделяем ничего, и за счет этого значительная часть информации пропадает, а сообщение оставляет ощущение дискомфорта.
Кроме того, текст может раздражать в случае незавершенности или непонятности. Посмотрите, не встречаются ли в нем фразы, подобные следующим:
— «дом был построен» (кем?);
— «он поранился» (обо что?);
— «новый порошок лучше» (какого, в чем?) и т.д.
Недосказанного может остаться очень много. У журналиста обычно имеется достаточно полная картина произошедшего, поэтому он иногда не обращает внимание на такие «детали», но у аудитории возникнет вопрос о полноте и достоверности.
Читателя настораживают многие шаблонные фразы:
Фраза | Прочтение |
Давно известно, что… | Он не удосужился запастись точными фактами |
Хотя не оказалось возможным узнать точные ответы… | Писать не о чем, но ему за это деньги платят |
Двух примеров будет достаточно… | Остальные опровергают идею |
Утверждается, что… | Это он так думает |
Общеизвестно, что… | Еще двое отличных ребят, его друзей, думают так же |
Ожидается, что… | Кто ожидает? |
Кажется, что… | Кому кажется? |
Рекомендуется придерживаться следующих общих правил в построении текста, чтобы избежать психологических пустот:
В журналистском сообщении можно использовать некоторые приемы, стимулирующие процесс активного восприятия информации. Среди основных обычно называются следующие:
- Персонаж с именем, хорошо известным аудитории;
- Включение читателя (вы, горожане, студенты и т.п.). Мастера рекламных текстов утверждают, что использование слов МЫ или Я снижает интерес и вызывает недоверие читателя;
- Коллизия слов (лебединая пенсия);
- Коллизия формы слов (трехдюймовочка, театрариум);
- Побудительные слова (посмотрите, прочитайте);
- Включение фантазии (если бы…);
- Прием предположения (а если…).
Некоторые журналисты отмечают также существование профессиональных слов, присутствие которых привлекает внимание и концентрирует на потреблении информации: сейчас, бесплатно, представляем, объявляем, таинственный, магический, мама, уникальный, достижение, новый, внезапно, вот здесь, только что, важное направление, улучшение, поразительный, революционный, потрясающий, чудо, волшебный, быстрый, легкий, требуется, совет, правда, шанс, вызов, страх, гордый, друг, любимый.
Утверждается, правда, что из-за частого употребления они стали штампами и поэтому девальвировались. И это справедливо. Но, как полагают исследователи, они действуют.
Общие законам организации информации:
- Закон края. Лучше запоминается начало или конец информации. Если начало всегда акцентируется в работе журналиста, то о финале материала иногда забывают, а напрасно. По справедливому замечанию М.Ю. Лотмана, то, что не имеет конца, не имеет смысла.
- Закон ассоциаций. Лучше воспринимается и запоминается то, что аудитория способна связать с уже известной информацией. При обсуждении любого вопроса в сознании аудитории доминирует определенное слово – так называемый номинант. Он рождает ассоциации, часть из которых может быть устойчивой и воспринимается как клише (обязанности – возлагаются на…, благодарность — объявляется…, мороз и солнце — день чудесный…). Значительно богаче воспринимается материал, рождающий индивидуальные, нешаблонные ассоциации;
- Закон структурной четкости. Гласит, что случайный набор даже чрезвычайно важных фактов воспринимается и запоминается хуже, чем приведенный к какой-то логической доминанте. Психологи рекомендуют журналистам использовать «эффект подсветки смысла» — то есть обогащать текст знаками препинания на письме или интонационно при произнесении. Иногда чуть больше тире и многоточий. Чуть больше пауз и изменения интонации – и смысл становится прозрачным, логика – ясной;
- Закон сенсорности. Заключается в том, что сенсорная информация (относящаяся к работе органов чувств) запоминается лучше, чем абстрактная. Наглядный пример вместо теоретизирования облегчает восприятие. При этом наглядность нельзя путать с натурализмом, который вызывает негативные эмоции (например, показ изувеченных трупов вовсе не обязателен для передачи трагизма происходящего).
Обзор подготовлен по материалам учебного пособия «Психология журналистики» Шестериной А. М. Скачать весь учебник можно здесь.