В Кыргызстане скандал: недавно депутаты парламента — Жогорку Кенеша — в трёх чтениях приняли законопроект «О манипулировании информацией». На обсуждение его вынесли в конце весны, и сразу после этого общественные деятели и журналисты заявили: этот документ — откровенная попытка ограничить свободу слова. Между тем, чиновники уверяют: всё наоборот, закон будет защищать демократию, потому что призван бороться с фейками. Медиакритик «Нового репортёра» Асель Сооронбаева на протяжении пары недель следила, как законопроект и скандал вокруг него освещали СМИ Кыргызстана.
Чтобы понять, как гражданское общество Кыргызстана отреагировало на законопроект «О манипулировании информацией», достаточно было бы почитать комментарии, которые пользователи Facebook оставляли под публикацией депутата Гюльшат Асылбаевой. Она разместила пост вечером 24 июня и сразу стала «звездой» соцсетей: текст собрал в итоге почти шесть тысяч комментариев, подавляющее большинство из них содержали критику законопроекта. Люди добавляли хештеги: #сдаймандат, #Янефейк.
А на следующий день, 25 июня, поздним вечером, с грубым нарушением регламента депутаты всё же приняли документ. Народных избранников ничуть не смутило, что с 14 мая, то есть со дня вынесения на общественное обсуждение нашумевшего законопроекта, в обществе не утихала критика в его адрес. Гражданские активисты, юристы и журналисты сразу заявили: это попытка установить государственную цензуру, что влечёт за собой грубое нарушение конституционных прав граждан на свободу слова и выражение мнения. Ведь по новому закону Министерству культуры предоставляется право блокировать интернет-сайты без решения суда — если в ведомстве посчитают, что информация на этой странице не соответствует действительности. При этом авторы документа продолжали настаивать: всё только ради борьбы с фейками.
В день голосования гражданские активисты устроили одиночные пикеты возле местного «Белого дома» — здания, в котором находятся и парламент, и президентский офис. А уже 29 июня около тысячи граждан вышло на митинг в защиту свободы слова. Не достучавшись до народных избранников, манифестанты обратились к президенту, чтобы он наложил вето на принятый законопроект.
Однако событие, мимо которого не прошли независимые СМИ, не удостоилось никакого внимания телеканалов, финансируемых за счёт государства. Журналисты ГТРК «ЭлТР» и «Пирамиды» решили просто умолчать о нём, а КТРК в своём вечернем 33-минутном выпуске новостей о митинге рассказали в последнем — одиннадцатом по счёту материале. Он длился 28 секунд (предыдущие 10 сюжетов длились 2,5-3 минуты) и был максимально лаконичен, не содержал даже интершума (звуковой вставки из видеоряда — прим. ред.), хотя митингующие всё время выкрикивали лозунги. В кадр также не вошли транспаранты, и не было ни одного интервью с участниками. При этом марш защитников свободы слова стал топовой новостью в лентах и эфирах независимых СМИ — многие вели прямую трансляцию с места события.
На содержание так называемых общественных телеканалов (КТРК и «ЭлТР»), а также парламентский телеканал «Пирамида» из государственного бюджета ежегодно выделяется около 500 млн сомов ($6,4 млн). И считается, что главная задача этих СМИ — соответствовать статусу «общественный» и отражать народные чаяния при любой власти.
«Закон против фейков» — именно в такой упаковке вышеупомянутые телеканалы давали единодушно новостные сюжеты, касающиеся нашумевшего закона. Но заголовки — далеко не единственная схожесть в подаче новостей. По «удивительной случайности» и КТРК, и «ЭлТР», и «Пирамида» в своих сюжетах показали одних и тех же депутатов — в день голосования они выступили за принятие закона. Сначала слово дали инициатору — Гюльшат Асылбаевой. А затем — депутатам Акылбеку Жапарову и Умбеталы Кыдыралиеву.
В этом материале журналист «Пирамиды» также заявляет, что «большинство горожан поддерживает закон против фейков». При этом ссылок на какие-либо исследования либо опросы, подкрепляющие эти слова, не даёт. Правда, опрашивает на улице пятерых людей, один из которых озвучивает мнение, что у всех есть мобильники и компьютеры, поэтому борьба с фейками будет неэффективной; второй сообщает, что различные комментарии могут ломать жизни. Ещё двое опрошенных выступают за свободу слова, а пятый говорит, что не может дать какую-либо оценку закону. То есть никто из них прямо не утверждает, что поддерживает законопроект.
Во всех трёх сюжетах журналисты не посчитали нужным дать мнение оппонентов — депутаты, которые выступали против закона, остались за кадром. Также ни в одном сюжете нет ни слова о возмущениях в социальных сетях и пикетах перед «Белым домом».
А вот корреспондент «ЭлТР» в своём сюжете берёт комментарий у писателя Чолпонбека Абыкеева. Тот заявляет, что поддерживает закон. Причина — страдания всего мира от фейков. «От фейков страдает не только Кыргызстан, но и весь мир и даже Америка. Насколько мне известно, в Германии, а также в других европейских странах принимают законы, направленные на борьбу с фейками, и я поддерживаю наш закон, который направлен на это», — говорит Абыкеев.
Ранее журналисты Factcheck.kz на своём сайте опубликовали материал, где говорилось, что санкции, предусмотренные по закону в Германии, касаются не изданий, а социальных сетей. Плюс к этому сайты СМИ вообще не подпадают под определение предмета этого закона. Ну и, наконец, в германском законе речь идёт, в первую очередь, о противодействии призывам к ненависти, антиконституционным организациям и оскорблениям частных лиц.
…28 июня депутат Гюльшат Асылбаева удалила свой «сверхпопулярный» пост. Ведь её коллеги уже проголосовали «за». Кыргызстанцы ждут решения президента: подпишет ли он законопроект «О манипулировании информацией» или наложит на него вето.