Сексизм, гендерное неравенство и даже насилие могут быть в сюжете рекламных роликов в Кыргызстане. Компании от малых до крупных игнорируют тот факт, что их реклама по сути пропаганда разного рода насилия и отрицательно влияет не только на их репутацию, но и на все общество.
В этом материале редакция Kaktus.media собрала подборку рекламных роликов, которые не могут не возмутить любого человека, который болеет за равенство.
Дочь на кусок мяса? Kozu Grill снял рекламный ролик, в котором пропагандирует ала качуу
Kozu Grill снял рекламный ролик, в котором пропагандирует ала качуу (кражу невест). Ролик разлетелся по социальным сетям кыргызского сегмента.
С первых минут ролика отец парня, умыкнувшего девушку, говорит сыну-похитителю: «Зря ты это сделал, что украл дочь известного человека». То есть, по их логике, можно без проблем похищать дочерей обычных людей. Парень отвечает отцу: «Ты тоже украл мою мать, дай мне два дня, и она меня полюбит». Мнение девушки не учитывается, а новоиспеченный свекор уже командует невесткой, требуя налить ему кымыз. Затем врывается отец девушки, скандалит и собирается забирать дочь. Но, попробовав козу гриль, решает оставить дочь, несмотря на ее сопротивление.
Променял дочь на кусок мяса.
Если вы еще сомневаетесь в том, что такие ролики неуместны, рекомендуем прочитать о смерти Бурулай и истории других жертв ала качуу здесь.
Ала качуу в рекламе такси
Ала качуу используют и в рекламе такси. Юморист и шоумен Эмиль Токтошев опубликовал на своей странице в Instagram рекламный ролик о службе такси в Оше. На видео группа мужчин похищают девушку, их машина не заводится — девушка сначала кричит, а потом предлагает воспользоваться услугами такси. Отметим, ала качуу является преступлением в Кыргызстане — статья 170 Уголовного кодекса предусматривает наказание от 5 до 7 лет и шести месяцев лишения свободы. Помимо этого, прослеживается посыл, что крики и сопротивление девушки наигранные и якобы она не против подобного посягательства. Это может создать ложное впечатление у людей.
Пропаганда многоженства в рекламе ювелирного магазина
Ювелирный магазин «Алтын» запустил ролик с рекламой золотых украшений, пропагандирующий многоженство, которое в Кыргызстане запрещено законом.
В рекламном ролике три женщины в кадре обсуждают украшения. Одна из них хвастается перед другими: «Наш бай любит меня больше вас. Смотрите, какие украшения он мне подарил».
На что те отвечают: «Ну вы же старшая жена».
Женщина не унимается и спрашивает, кому еще что подарили. В конце добавляет: «Наш бай умеет удивлять».
В 2018 году компания Beeline выпустила рекламный ролик, в котором по сюжету мужчина приходит в магазин Beeline со своей девушкой. Он одет в костюм и пытается создать впечатление состоятельного мужчины, но на самом деле ограничен в средствах. Зайдя в магазин, мужчина громко заявляет продавщице, что хочет купить своей спутнице самый лучший смартфон, но после шепотом уточняет, что возьмет телефон в кредит. Продавщица вошла в его положение и подыграла ему, шепотом объяснив условия покупки в кредит.
Ролик заслуженно посчитали педалированием темы содержанок. В компании тогда прокомментировали Kaktus.media, что история отношений пары неизвестна и нигде прямо не указывается, что девушка содержанка.
«Сама конструкция «идея содержанок» и ее коннотация в обращении пользователей вызывают у нас вопросы и сомнения. Если в это вкладывается негативный смысл, то запрос демонстрирует подверженность пользователей устоявшимся стереотипам об отношениях между женщинами и мужчинами. Это, к сожалению, мешает объективно воспринимать и отражать действительность. Почему красивую женщину, находящуюся рядом с мужчиной, называют содержанкой?» — ответили в компании.
Женщина превращается в девушку на кровати
Актер и вайнер Эмиль Эсеналиев снялся в рекламном ролике для интернет-магазина мебели MebelinKG, в котором он вместе со своей коллегой по фильму «Кудалар» приходит в магазин мебели за кроватью. Женщина в роли его супруги ложится на одну из кроватей, которую предложил им продавец, и превращается в молодую девушку. Так, мужчина решает купить именно эту кровать и просит доставить ему мебель с женой на ней.
«Доставьте до дома с Майраш», — обращается он к продавцу.
А ей говорит: «Ты теперь не вставай, а посуду я помою и уборку сам буду делать отныне».
Это очередной рекламный ролик, в котором объективизируют сексуальность женщины.