Радио Свобода, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Комитет защиты журналистов выразили беспокойство в связи с решением Печерского районного суда Киева выдать данные о местонахождении, звонках и СМС-сообщениях журналистки Натальи Седлецкой, которая занимается расследованиями коррупции. Героями расследований Седлецкой становились высокопоставленные украинские чиновники и политики, в том числе президент Украины Петр Порошенко и генеральный прокурор Юрий Луценко, чье ведомство и направило запрос в суд.
Формально поводом для получения данных мобильного телефона Седлецкой стало уголовное дело, возбужденное в ноябре прошлого года против главы Национального антикоррупционного бюро Украины Артема Сытника. Его подозревают в раскрытии тайны следствия. Летом 2017 года Сытник пригласил на встречу журналистов – с условием, что разговор будет «не под запись». Во время брифинга он рассказал о подробностях дела против бывшего прокурора сил АТО (принятое в Киеве название военной операции на востоке Украины) Константина Кулика, который подозревается в коррупции: он приобрел квартиру в элитном жилом комплексе, стоимость которой значительно превышает его заработок. Сытник зачитал журналистам реакцию гражданской жены Кулика на возбуждение уголовного дела – фрагмент ее телефонного разговора, видимо, с кем-то из близких, в котором она не стеснялась в выражениях. Разговор, возможно, был получен в результате прослушки. Также на брифинге речь шла о других коррупционных делах и о том, как Украине удалось конфисковать 1,5 миллиарда долларов, принадлежащих окружению бывшего президента Виктора Януковича, который ныне скрывается в России.
В связи с участием в брифинге Генпрокуратура Украины затребовала через суд аналогичные данные – местонахождение мобильного телефона, звонки и СМС – также журналистки Кристины Бердинских, ведущей программы «Политическая кухня» на «24-м канале» и сотрудницы издания «Новое время».
Анатолий Попов, адвокат Натальи Седлецкой, считает, что запрос данных мобильного телефона за почти полтора года – чрезмерная мера, которая «нарушает право человека на частную жизнь и является давлением на журналиста, а также незаконным доступом к его источникам информации». По словам Попова, прокуроры получили доступ к частной информации за 17 месяцев, несмотря на то что столь большой объем данных, по убеждению адвоката, не является необходимым для следствия.
В Генпрокуратуре Украины заявили, что не собираются изучать всю информацию о звонках и СМС-сообщениях, а лишь определить местонахождение мобильного телефона журналистки в определенное время в определенных местах, в том числе в здании Антикоррупционного бюро. Помимо этого, при изучении данных мобильного телефона будет использоваться режим «добровольного ограничения» – по крайней мере на данном этапе расследования. Адвокат Анатолий Попов говорит, что, очевидно, данный режим был введен из-за внимания международных организаций, и это вовсе не означает, что завтра сотрудник прокуратуры не передумает и не запросит всю без исключения информацию – ведь такое право ему предоставил суд.
Представитель Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джоанна Левисонсчитает, что само судебное решение «создает неблагоприятную атмосферу для украинских журналистов и должно быть отменено. То, что запрос касается украинской журналистки, которая успешно разоблачает коррупцию в высших эшелонах власти, вызывает серьезную обеспокоенность относительно истинных намерений тех, кто запросил такую информацию». Подобного мнения придерживается и пресс-секретарь Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Майя Коциянчич. Она полагает, что действия Генеральной прокуратуры Украины «вызывают очень много вопросов». В ОБСЕ заявили, что журналистам должна быть предоставлена возможность защищать свои источники информации.
Поскольку решение о передаче данных мобильного телефона нельзя по украинским законам опротестовать, адвокат Седлецкой намерен подать жалобу о чрезмерном вмешательстве в частную жизнь и нарушении права на защиту источников информации, а также о проверке судьи Вячеслава Пидпалого, который вынес решение.
Журналисты программы «Схемы» распространили заявление, в котором говорится: «Расследование ГПУ и решение суда имеет своей целью оказание психологического давления и воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов». Они заверяют, что при общении с источниками информации и между собой используют защищенные каналы связи, поэтому работа над расследованиями в дальнейшем не прекратится.
Программа «Схемы» – совместный проект Украинской службы Радио Свобода и украинского канала «Первый» – не раз уличала высокопоставленных чиновников в превышении полномочий и нарушении законов. В одной из программ журналистам удалось заснять грубое нарушение правил дорожного движения ведомственными автомобилями, которыми пользуется генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Еще одно расследование выявилоиспользование ведомственных автомобилей и сотрудников Управления государственной охраны для частных целей – во время свадьбы сына генерального прокурора. Журналисты программы «Схемы» нашли доказательства того, что президент Украины Петр Порошенко провел отпуск на Мальдивах и пытался утаить этот факт от граждан страны.
Согласно Индексу свободы прессы, который составляет организация «Репортеры без границ», Украина занимает по этому показателю 101-е место из 180 стран мира.
Источник текста и фото: Радио Свобода