Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Гражданские активисты и юристы требуют от Жогорку Кенеша, чтобы новый проект Конституции был вынесен на общественное обсуждение.

По некоторым данным, парламент планирует не выставлять документ на положенное 30-дневное обсуждение, опубликовав его лишь для ознакомления, а потом в кратчайшие сроки вынести на референдум.

Активисты и юристы выражают обеспокоенность по поводу того, что впредь и другие принимаемые депутатами законопроекты не будут выноситься на общественное обсуждение, что в итоге приведет к принятию ограничений в поправках.

В частности, парламент может принять такие ограничения путем внесения изменений в законы «О регламенте Жогорку Кенеша» и «О некоторых нормативных правовых актах».

В свою очередь авторы вышеуказанных поправок уверяют, что документы не имеют никакого отношения к Конституции, которая будет вынесена на референдум.

Порядок обсуждения проекта Конституции

Новый проект Основного закона, разработанный Конституционным совещанием и недавно направленный в Жогорку Кенеш, пока не вынесен на общественное обсуждение.

В связи с этим некоторые гражданские активисты и юристы выразили обеспокоенность тем, что документ может быть вынесен на референдум без общественного обсуждения. По их словам, в таком случае, если в два уже упомянутых закона будут внесены поправки, то пункт о внесении изменений в разработанный проект может быть отменен.

Юрист Таттыбюбю Эргешбаева дала пояснения по поводу этой правовой ситуации:

‒ Направленный Конституционным совещанием проект Основного закона сначала должен быть обсужден в Жогорку Кенеше и подписан 80 депутатами, после чего его должны вынести на общественное обсуждение. По закону граждане обсуждают документ 30 дней. По итогам, если поступают предложения, их необходимо рассмотреть — кардинальные изменения необходимо внести, дополнить документ. И только потом выносить проект на референдум. Но сейчас власти пытаются путем внесения поправок в эти два закона вынести Конституцию сразу на референдум, без процедуры общественного обсуждения.

Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев поинтересовался тем, почему запаздывает публичное обнародование проекта Конституции:

Дастан Бекешев.
Дастан Бекешев.

‒ Не понятно. На мой взгляд, аппарат президента все еще редактирует проект Конституции. Потому что на самом деле это ведь их документ. А Конституционное совещание просто провело заседания и озвучило несколько своих предложений. А фактически около 70% законопроекта писалось аппаратом президента. И сейчас должна быть проведена и лингвистическая экспертиза. Но было бы хорошо, чтобы и нам дали текст законопроекта. Это никак не мешало бы проведению экспертизы. На крайний случай проект можно было опубликовать на сайте.

Руководитель пресс-службы Жогорку Кенеша Индира Куралбекова сообщила, что проект Конституции, внесенный Конституционным совещанием, уже поступил в парламент и сейчас проходит лингвистическую экспертизу:

‒ Проект Конституции поступил в Жогорку Кенеш и в настоящее время проходит лингвистическую экспертизу. Сегодня-завтра экспертная группа завершит свою работу. Сразу по получении их заключения мы опубликуем проект Конституции на сайте. Этот документ безусловно будет вынесен на общественное обсуждение.

Доводы в пользу широкого обсуждения

Ряд гражданских активистов обеспокоен тем, что проект Конституции может быть размещен на сайте только для ознакомления, а потом документ вынесут на референдум без обсуждения.

Улан Усойун.
Улан Усойун.

В связи с этим некоторые из них во главе с Уланом Усойуном на прошлых выходных вышли на мирный марш под лозунгом «Не прячьте Конституцию!»:

‒ Они сейчас озвучивают мысль о том, что «проект Конституции не будет выноситься на общественное обсуждение, что даже депутаты не смогут вносить в него поправки при необходимости, а парламент лишь примет закон о дате проведения референдума». Поэтому мы говорим, что проект Основного закона должен быть вынесен на общественное обсуждение. Потому что обычно, даже когда принимаются простые законы, их выставляют на рассмотрение общественности. А уж когда рассматривается и принимается огромный проект Конституции, то тем более целесообразно не скрывать его от граждан, пытаясь сразу вынести на референдум, а обсудить всем обществом.

Цели изменения регламента

Между тем один из авторов инициативы изменения двух вышеприведенных законов – депутат Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров — уверяет, что предложение о внесении изменений в регламент парламента, порядок рассмотрения и одобрения законопроектов не имеет никакого отношения к процессу принятия новой Конституции:

‒ Мы предлагаем внести поправки в регламент Жогорку Кенеша для того, чтобы после референдума была возможность как можно быстрее привести законы в соответствие с Конституцией. Эта инициатива не имеет никакого отношения к предстоящему референдуму и принятию на нем Конституции. Основной закон будет рассматриваться по уже существующему Закону «О референдуме». Согласно этому документу, после того, как Конституционное совещание завершило свою работу и передало в парламент проект Основного закона, мы уже не можем вносить в него какие-либо изменения и дополнения. Жогорку Кенеш может лишь назначить дату референдума по принятию Конституции. А на этом всенародном голосовании граждане должны будут сказать «да» или «нет». Предлагаемые нами поправки не имеют никакого отношения к этому процессу. А проект Конституции будет вынесен на общественное обсуждение, как это и предполагает существующий процесс принятия законов. Сейчас комитеты рассмотрят этот закон, его разместят на сайте. Но его опубликуют не для обсуждения, а лишь для ознакомления.

Однако юрист Таттыбюбю Эргешбаева считает, что вносимые изменения в процесс рассмотрения законопроекта касаются не только тех законов, которые будут рассматриваться после референдума, но и нынешнего проекта Конституции. По ее мнению, тем самым может исчезнуть процедура общественного обсуждения законопроектов и рассмотрения их в трех чтениях:

‒ Эти конституционные законы должны приниматься парламентом только после общественного обсуждения. А они хотят все нормативно-правовые акты утвердить без этой процедуры. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, они хотят использовать возможность вынесения Конституции на референдум без общественного обсуждения. Вот почему вносятся поправки в вышеуказанные два закона. Если эти изменения будут приняты, то без обсуждения будут приниматься не только простые законы, но и конституционные, а также проект Конституции. Потому что они планируют провести референдум в апреле, вместе с выборами в местные кенеши. Иначе без этого обеспечить явку на всенародное голосование им будет сложно. Тут есть эта проблема.

На референдуме, который прошел 10 января 2021 года, большинство проголосовавших граждан выбрали президентскую форму правления. Разработанный Конституционным совещанием проект Конституции теперь будет рассмотрен парламентом, а затем вынесен на референдум. Гражданские активисты и ранее заявляли, что порядок рассмотрения и принятия нового проекта Конституции нарушается.

https://rus.azattyk.org/a/proekt-novoy-konstitutsii-budet-prinimatsya-bez-obsuzhdeniya-obschestvennostyu/31093179.html