Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Правовая клиника «Адилет» подготовила анализ проекта закона «О СМИ», который инициировала администрация президента. Документ поступил в Жогорку Кенеш.

Юристы отмечают, что законопроект не раз дорабатывался и представлялся на общественное обсуждение. Независимые журналисты, медиаэксперты и юристы, в том числе из правовой клиники «Адилет», представляли множество предложений и рекомендаций. Кроме того, над проектом закона работала специальная рабочая группа, созданная распоряжением главы государства 7 декабря 2022 года и включающая представителей государственных структур, а также гражданского и медиасообщества.

Однако, поскольку представители нашей организации также выступали членами указанной рабочей группы, можем полноправно утверждать: представленные рабочей группой предложения и замечания к законопроекту практически не были учтены разработчиками документа.

Из анализа правовой клиники «Адилет»

Юристы заметили, что, согласно Закону «О НПА», по результатам общественного обсуждения в справке-обосновании к проекту нормативного правового акта должна отражаться итоговая информация о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо невключения их в проект нормативного правового акта. Подобная информация в справке-обосновании отсутствует.

Стоит также отметить, что справка-обоснование содержит большое количество ссылок на международные документы в области защиты прав и свобод человека с указанием исключительно норм о допустимых ограничениях в этой области.

Но при этом разработчики законопроекта не приняли во внимание, что государственное регулирование того или иного права, включая свободу слова, само по себе выступает ограничением.

К тому же Конституция Кыргызской Республики устанавливает аналогичные международным стандартам гарантии прав человека на свободу выражения мнений и свободу СМИ, а также правила, соблюдение которых обязательно при ограничении указанных свобод. В частности, Основной закон прямо запрещает принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и средств массовой информации. Более того, Конституция гарантирует каждому право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати.

Юристы подчеркивают, что в законопроекте очень размытые формулировки. В частности, нет четкого определения, что такое СМИ. «Документ не содержит каких-либо четких характеристик или критериев, по которым правоприменитель сможет относить тот или иной субъект к СМИ», — говорят они.

В «Адилете» поясняют, что также нечетко обозначено определение понятия «сетевое средство массовой информации». «Представленная в проекте формулировка носит несколько технический характер, и его содержание не дает четкого представления о том, что разработчики подразумевают под сетевыми СМИ», — отмечается в анализе.

В документе устанавливается запрет на ряд действий со стороны СМИ, которые признаются злоупотреблением свободой слова и печати.

Юристы заметили: формулировки носят расплывчатый и сугубо оценочный характер, что грубейшим образом нарушает принцип правовой определенности.

«Исходя из норм, заложенных в законопроекте, при рассмотрении той или иной ситуации специалист уполномоченного органа будет самостоятельно определять, считать ту или иную информацию в СМИ нарушающей обозначенные в документе требования исключительно на основании своих субъективных убеждений и взглядов. К примеру, не ясно, каким образом уполномоченные лица будут определять, является ли пропагандой упоминание в СМИ о том, что в некоторых развитых государствах мира однополые браки узаконены, или указание на то, что современная медицина настаивает на введении сексуального воспитания детей и несовершеннолетних в старших классах», — подчеркивают юристы.

Особую озабоченность вызывает положение, запрещающее и ограничивающее распространение отдельных видов информации среди детей.

Ввиду отсутствия четких границ и критериев для определения допустимости распространения информации среди несовершеннолетних возникают риски и угрозы в вопросах чрезмерного ограничения содержания информации, которая может быть полезна на том или ином этапе развития детей.

Из анализа «Адилета»

Статья 9 предлагаемого законопроекта тоже вызвала сомнения юристов. Это норма, где прописаны виды СМИ, в числе которых значатся «веб-сайты в телекоммуникационной сети интернет и иные электронные средства массовой информации».

«Однако необходимо учесть, что указанная формулировка дает основания признавать в качестве СМИ абсолютно все веб-сайты в интернете. К примеру, исходя из данной нормы, веб-сайты государственных органов или предприятий, независимо от формы собственности, также будут признаваться СМИ», — сообщают юристы «Адилета».

И подчеркивают:

Необходимо разработать четкое и ясное определение понятия «средство массовой информации» и предусмотреть в законопроекте характеристики и критерии для присвоения субъекту статуса СМИ.

Из анализа правовой клиники «Адилет»

Отдельно юристы остановились на пункте об обязательной регистрации, где также много противоречий. В документе указано, что СМИ должно быть зарегистрировано в Минцифры, но заявление может подать либо в Минцифры, либо в Минюст. Специалисты отмечают, что таких нечетких определений не должно быть.

«Норма, согласно которой заявление о регистрации может быть подано в Министерство юстиции или в Министерство цифрового развития, может вводить в заблуждение заявителя в вопросах свободы выбора государственного органа для регистрации СМИ. Нормотворческая деятельность предполагает соблюдение принципа доступности языка нормативного правового акта и правовой определенности», — говорится в анализе.

В справке-обосновании к проекту закона также отсутствует какая-либо информация относительно необходимости установления запрета на создание СМИ иностранными физическими и юридическими лицами, а также апатридами.

Это является нарушением требований, предъявляемых к справке-обоснованию, установленных Законом «О нормативных правовых актах» (статья 25). Таким образом, инициатором законопроекта не представлено никакого обоснования в отношении столь серьезных ограничений свободы выражения мнения, равно как и не указаны цели подобного вмешательства.

«В этой связи возникают вполне обоснованные вопросы относительно явно дискриминационного подхода в предлагаемом правовом регулировании, в то время как Конституция запрещает любые проявления дискриминации, устанавливая, что Кыргызская Республика обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, защиту их прав и свобод. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств. Лица, допустившие дискриминацию, несут ответственность в соответствии с законом (часть 1 статьи 24)», — напоминают юристы.

С полной версией анализа можно ознакомиться по ссылке.

https://24.kg/obschestvo/284426/