Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!
Независимые СМИ опасаются, что давление может способствовать самоцензуре.

 

Активисты предупреждают об угрозах свободе слова в Кыргызстане после того, как президент Алмазбек Атамбаев предъявил серию исков к средствам массовой информации за якобы клеветническую информацию о нем.

Медиаэксперты опасаются, что огромные суммы исков могут привести к самоцензуре и, по их словам, они не уверены, что суды вынесут справедливое решение.

Генеральный прокурор запросил 20 миллионов сомов (около 285, 000 долларов США) у Таалайгуль Токтакуновой, юриста оппозиционной партии «Ата Мекен», и у Радио «Азаттык». Также по три миллиона сомов (около 43, 000 долларов США) у других ответчиков – популярных местных новостных сайтов Zanoza.kg и 24.kg.

Это огромные суммы для Кыргызстана, где среднемесячная заработная плата составляет около 200 долларов США.

Лидер «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, прямой критик Атамбаева, в данное время находится под арестом в СИЗО спецслужб по обвинению в коррупции, которое, по словам его сторонников, является политически мотивированным.

(Также см. Кыргызстан: Известный оппозиционер под стражей).

Zanoza.kg, Радио «Азаттык» и Токтакунова обвиняются в публикации заявления Текебаева о том, что груз, в рухнувшем в начале этого года недалеко от Бишкека самолете, который привел к гибели 39 человек, якобы принадлежал Атамбаеву.

Другой иск связан с авторской статьей 2015 года, опубликованной новостным агентством 24.kg, в которой правозащитница Рита Карасартова предположила, что президентская Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) якобы продвигала по службе отдельных лиц в регионах за материальное вознаграждение.

Отдельный иск был подан против одного из учредителей Zanoza.kg и популярного в стране журналиста Нарына Идинова, который связан с его статьей о якобы махинациях с финансовыми средствами из президентского фонда.

Генеральная прокуратура обвиняет эти СМИ в том, что они не проверили факты перед публикацией.

Атамбаев не раз делал публичные заявления, особо подчеркивая, что журналисты должны нести ответственность за распространение недостоверной информации.

«Я не могу на это спокойно смотреть… Я против того, чтобы вводилась уголовная ответственность за клевету, но клеветники тоже должны как-то отвечать. Хотя бы финансово, ибо надеяться на их моральную ответственность невозможно. Клеветники — это моральные уроды», — заявил Атамбаев, выступая перед послами после вручения верительных грамот

По его мнению, Zanoza.kg и Радио «Азаттык» будет несложно выплатить эти компенсации, так как их финансирование связано с западными грантами.

Банковские счета обоих средств массовой информации заморожены на период расследования.

Также Атамбаев заявил, что за «регулярным и целенаправленным огульным шельмованием главы государства» видны попытки дестабилизировать ситуацию в стране перед выборами президента 19 ноября.

Хотя Атамбаев по конституции ограничен шестилетним сроком, на недавней пресс-конференции с российским президентом Владимиром Путиным он заявил, что теперь намерен остаться в политике. Позже он уточнил, что под этими словами он имел в виду партийную работу, а не возможность остаться во власти.

Однако все остальные видят в его действиях организованную попытку запугать независимые СМИ.

18 марта около 100 оппозиционных политиков, правозащитников и журналистов собрались в Бишкеке на митинг против потока исков. В конце марша между милицией, сопровождавшая колонну, и некоторыми участниками произошла стычка, в результате которой несколько активистов были задержаны и арестованы на пять дней.

В ответ на претензии президента партия «Ата Мекен» подала иск против Атамбаева по поводу его комментариев на мероприятии 6 марта, где он назвал партию «вонючей».

Своим иском о защите чести и достоинства они хотят опровержения и извинения, а не денежной компенсации.

Медиаорганизация «Институт Медиа Полиси» (ИМП) взялась за адвокатскую защиту «Занозы», Радио «Азаттык» и Нарына Идинова.

Юрист ИМП Алтынай Исаева отметила, что согласно прецеденту Верховного суда, созданному несколько лет назад на основе решения по аналогичному иску, средство массовой информации не несет ответственности за высказывания респондента при дословном его цитировании.

На этой аргументации также настаивает Радио Свободная Европа/Радио Свобода, которое в своем заявлении отметило, что оно только цитировало мнение политика Омурбека Текебаева.

Давление нарастает

Кыргызстан считается самой либеральной страной по свободе слова в Центральной Азии, но в последние годы власти усилили давление на журналистов и правозащитников.

(Также см. Спецслужбы Кыргызстана в погоне за критиками президента в интернете).

Кыргызские комментаторы также отмечают, что российский журналист, давно работавший в Бишкеке, недавно был вынужден покинуть страну.

В начале марта у Григория Михайлова, который писал для различных российских изданий из Кыргызстана более десяти лет, правоохранительные органы обнаружили просроченную регистрацию и вынудили пересечь кыргызско-казахскую границу, которая находится в получасе езды от столицы.

Когда он попытался обратно въехать в Кыргызстан, ему сообщили, что его имя находится в так называемом «черном списке» иностранных граждан, для которых въезд в страну запрещен.

Министерство иностранных дел лишь сообщило, что его регистрация была просрочена и что у него не было официальной аккредитации. Посольство России в Бишкеке не стало спорить с этими утверждениями.

«Считаю, что данный инцидент связан с моей профессией, — сообщил он IWPR, добавив, что продолжит писать статьи о Кыргызстане за пределами страны. – Я не знаю, кто организовал его, может, это чья-то собственная глупая инициатива или кто-то перестарался. Меня не предупреждали, меня не запугивали, мне не говорили, что писать. Я действительно удивлен тем, что произошло со мной».

В то же время медиаспециалисты отметили, что СМИ должны контролировать качество передаваемой информации, проверять на достоверность поступающую информацию, а не быть просто проводником различных заявлений политиков.

Однако они говорят, что процесс саморегуляции должен происходить внутри медиасообщества, а не через подобные многомиллионные иски.

«Свобода изъявления мнения подвергается серьезной угрозе, — заявила на встрече Тамара Валиева, председатель Независимого союза журналистов (НСЖ). — Наступает серьезное воздействие на свободу слова. Это противоречит демократическим ценностям».

Она согласилась с тем, что журналисты должны проверять достоверность информации, но заявила, что они не должны нести ответственность за чужие высказывания.

«Должна быть ответственность самих СМИ, но не многомиллионными исками, которые могут привести к закрытию СМИ», — сказала Валиева.

Глава общественного объединения «Журналисты» Азамат Тынаев уверен, что власть выбрала для многомиллионных исков популярные независимые СМИ, чтобы донести посыл более широкому медиасообществу.

«Иски против этих СМИ я предлагаю рассматривать как иск против всех СМИ страны, — говорит он. — Эти иски деморализуют СМИ».

Чолпон Джакупова, бывший депутат национального парламента, ныне глава правовой клиники «Адилет», выразила сомнение в возможности честного состязания в судах, на которое делает ставку медиасообщество.

«Если вы ждете цивилизованного рассмотрения исков в судах, тогда я ставлю вопрос: а вы вообще, как журналисты, знаете что реально происходит в судах, как рассматриваются дела и под кем реально суды сидят? – обратилась  к журналистам Чолпон Джакупова. – Что, как журналистское сообщество, вы можете выставить, если вы включаете самоцензуру в этих создавшихся ситуациях?»

https://iwpr.net/ru/global-voices/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D1%81%D0%BC%D0%B8-%D0%BA%D1%8B%D1%80%D0%B3%D1%8B%D0%B7%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0