Акция в поддержку журналиста Болота Темирова и акына Болота Назарова. 23 января 2022 года.
По версии британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit Кыргызстан за год потерял восемь позиций в рейтинге демократии. Также страна лишилась статуса «гибридный режим», присоединившись государствам с «авторитарным режимом».
Организация объяснила эти изменения переходом Кыргызстана на президентскую систему правления, а также расширением полномочий и влияния главы государства. Власти страны не согласны с такой оценкой и опровергают мнение, что «страна отказалась от развития демократии».
В индексе демократии организации Кыргызстан занимает 115 место среди 167 государств. По сравнению с прошлым годом этот показатель ниже на 8 позиций.
Ухудшение демократических показателей исследовательский центр связывает с переходом страны на президентскую форму правления.
«В условиях самой низкой явки избирателей в 2021 году, страна избрала Садыра Жапарова президентом и поддержала переход на президентскую систему управления. В течение года произошел переход от парламентского правления к президентскому, а президента наделили широкими полномочиями. Вместе с этим президент стал главной фигурой исполнительной власти, выросло его влияние на законодательную и судебную ветви власти, почти исчезло разделение власти», — говорится в отчете центра.
The Economist Intelligence Unit отмечает, что Кыргызстан присоединился к списку других авторитарных государств Центральной Азии.
Бывший судья Конституционной палаты, политик Клара Сооронкулова согласна с оценкой исследовательского центра:
«Если сравнивать с положением два-три года назад, мы довольно сильно откатились назад. Нельзя было сходить с пути парламентаризма. В одно время это было миссией бывшего президента Атамбаева. Он тоже пытался усилить свою власть. Но как бы то ни было, он не сошел с этого пути, не менял Основной закон. Наоборот, в последние годы были приняты изменения в Конституцию для усиления парламентаризма. Это было исторически важным явлением для развития парламентаризма в Кыргызстане и Центральной Азии. Теперь мы на 100% повернули в обратную сторону. Снова вернулись к президентско-авторитарному правлению. К тому же вернулись к его усиленному варианту. Отсутствие разделения власти, баланса между ветвями власти – это большой удар по демократии. Именно из-за отсутствия этого баланса сейчас везде творится хаос».
В 2020 году в индексе The Economist Intelligence Unit Кыргызстан занимал 101-е место, а в 2021-м – уже был 107-ом.
В прошлогоднем отчете говорилось, что «неудавшиеся в КР парламентские выборы в октябре еще больше усугубили неуклонную эрозию демократических принципов в стране».
Однако Чолпонбек Абыкеев, советник президента Садыра Жапарова, не согласен с оценкой международной организации:
«Президентскую форму правления мы приняли в прошлом году, но работать она начала в конце года – в октябре. До этого был переходный период. Сегодня система только начала работать. Неправильно критиковать систему, которая только начала работать, и заявлять, что «откатились назад, вернулись к авторитаризму». Если президентское правление плохое, то почему в США тоже президентское правление? Как страна тогда считается демократическим государством? Президент постоянно говорит, что «построим открытое общество, новый Кыргызстан, что не сойдем с демократического пути». До сих пор не происходило ничего, что могло бы бросить тень на развитие демократию, чтобы утверждать, что отошли от строительства открытого общества или что началось авторитарное давление. Реформа системы управления только началась, поэтому есть различные колебания и изменения. И в обществе обязательно появляется различное мнение. Это закономерно. Как минимум только через 4-5 лет можем подвести итоги и говорить о том, что наступил авторитарный режим или отошли от демократии. Я не согласен с их выводами и считаю их неправильными».
The Economist Intelligence Unit (EIU) – подразделение британской компании Economist Group, проводящее различные исследования и анализы. Организация составляет рейтинг демократии с 2006 года. В итоговом рейтинге все государства ранжируются по типу режима власти четырьмя категориями: «полная демократия», «недостаточная демократия», «гибридный режим», «авторитарный режим».
Политолог Эмиль Джураев напомнил, что с расширением полномочий президента не была определена его ответственность:
«Конечно, по общим демократическим принципам, парламент рассматривается как сильный институт. Если у парламента ограничены полномочия и его влияние на исполнительную власть, то это не показатель демократии, и можно расценивать как отклонение от демократии. Бесспорно, что политические изменения в Кыргызстане далеки от демократического направления. Есть много сторонников власти, которые утверждают, что все изменения происходят по требованию народа и в его интересах. Но интерпретировать обобщающее слово «народ» в демократическом значении невозможно. Это можно назвать просто популизмом или популистским взглядом. В случае, когда президент является и главой государства, и главой исполнительной власти, какова ответственность президента и его команды перед избирателями, каковы механизмы исполнения обязанностей? Пока все это размыто и не прописано четко, изменения нельзя воспринимать как соответствующие демократии. Полномочия президента стали еще более неопределенными и неограниченными».
В прошлом году в Кыргызстане приняли новую Конституцию, провели референдум по выборы формы правления и страна вернулась к президентской системе правления.
Во время конституционной реформы в обществе были и те, кто выступал против возвращения президентской формы правления. Они напоминали о событиях из истории страны, приводя доводы о том, что именно эта система и концентрация власти в одних руках стали причиной двух переворотов.
В свою очередь президент Садыр Жапаров в защиту конституционной реформы заявлял, что «народ устал от безответственной власти». В одном из своих интервью в начале прошлого года он говорил, что «граждане по своей воле выбрали эту форму правления» и «народ возлагает большие надежды на президентскую форму правления».