Президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что в стране на 90% удалось искоренить коррупцию, за счет чего увеличивается государственный бюджет. Но на основании чего сделаны такие расчеты по уровню коррупции и ее сокращению, он не уточнил.
Заявление об этом глава государства сделал на своей Facebook-странице, где разместил пост о внешнем долге КР. По его словам, с момента обретения независимости и до 2020 года объем зарубежных заимствований Кыргызстана достиг примерно 5 млрд долларов, а возврат этих кредитов с процентами пришлись на период, когда во власти находится он и его команда. При этом глава государства подчеркнул, что выплаты производятся вовремя, несмотря на дефицит бюджета КР и различные кризисы, в том числе связанный с пандемией короновируса:
«Коррупцию, хоть и не искоренили на 100%, но на 90% уже ликвидировали. Поэтому и увеличивается наш бюджет. Если помните, в 2019-м народ волновался о том, «как мы выплатим наш внешний долг, ведь если не заплатим, лишимся земель». А теперь такого беспокойства нет. Наоборот, вместе с выплатой внешнего долга повышаем пенсии, зарплаты, пособия».
Согласно данным на сайте Министерства финансов КР, на конец мая общий госдолг Кыргызстана достиг 5 млрд 667,63 млн долларов (496 млрд 428,06 млн сомов). Из них 4 млрд 489,7 млн долларов – это внешние кредиты, а 1 млрд 177,94 млн долларов – внутренние заимствования.
Тогда же в мае глава Госкомитета национальной безопасности КР Камчыбек Ташиев заявил, что в результате борьбы с коррупцией за последние два года в казну поступило более 11 млрд сомов. Тогда же он анонсировал второй этап борьбы с коррупцией, сказав, что первый был непростым.
Член Антикоррупционного делового совета при президенте Ялкун Даутов так прокомментировал заявление Садыра Жапарова:
«Я думаю, что это информация, предоставленная правоохранительными и судебными органами. В последние три года задерживают уличенных в коррупции судей, государственных служащих и других. Потому что Садыр Жапаров заявлял, что будет беспощадная борьба с коррупцией. Мы видим, как ГКНБ каждый день задерживает подозреваемых в коррупции. И президент, видимо, исходя из их работы, так написал. Во-вторых, если посмотрим, каким был бюджет 2020 года, и какой сейчас консолидированный бюджет, то разница очень большая».
Опрос IRI
В мае Международный республиканский институт (IRI) провел опрос среди кыргызстанцев старше 18 лет, где на вопрос о том, является ли коррупция большой проблемой для КР, 65% респондентов ответили утвердительно. При этом 56% опрошенных считают, что власти страны не прилагают достаточно усилий для борьбы с коррупцией. А среди наиболее коррупмированных госструктур были названы суды, ГАИ (ГУОБДД – прим. ред.), медицинские учреждения, милиция, университеты, а также органы прокуратуры и таможни.
Директор Центральноазиатского института исследования проблем коррупции и отмывания денег Эркайым Мамбеталиева считает, что раз президент не объяснил, как именно определялись показатели коррупции, то сказать что-то определенное по этому поводу довольно сложно:
«Если бы эти индикаторы были бы выявлены экспертами или аналитиками, и после этого предоставили информацию, тогда можно было бы говорить о достоверности. Но так как подобных исследований не было, то трудно это комментировать. Раз власть пришла служить народу, то в первую очередь, должна открыто предоставлять гражданам информацию. И если бюджет пополняется, то почему тогда прекращают финансирование питания в государственных детсадах? Ведь самый главный показатель государственного участия – это забота о подрастающем поколении».
«Если судьи будут независимы, то и коррупции станет меньше»
В последние годы в Кыргызстане было немало резонансных дел, связанных с коррупцией.
Так, одним из крупных подобных разбирательств стали уголовные дела, связанные с деятельностью «Кумтор Голд Компани», которая разрабатывает крупнейшее в стране золоторудное месторождение. В сентябре 2022 года Генпрокуратура сообщила, что из-за коррупции в компании государству был нанесен ущерб в 1 млрд 146 млн 449 тысяч 161 сом.
В рамках этого расследования были задержаны бывший внешний управляющий «Кумтор Голд Компани» Тенгиз Болтурук, а также специалист по снабжению компании Айша-Гюль Фронтбек кызы Жаналиева и директор управления финансов Рыспек Токтогулов. В январе при попытке пересечения границы в аэропорту «Манас» был арестован объявленный в международный розыск бывший исполнительный директор компании Канат Курманов.
В мае Генпрокуратура сообщала, что все подозреваемые выплатили 844 млн 512 тысяч 858 сомов из всей суммы ущерба, но кто из них какую часть суммы внес, не раскрывалось.
В октябре стало известно, что в отношении Айша-Гюль Фронтбек кызы Жаналиевой и Рыспека Токтогулова Октябрьским районным судом города Бишкека были вынесены обвинительные приговоры, а материалы в отношении Тенгиза Болтурука, который был переведен под домашний арест, переданы в Первомайский райсуд столицы.
Депутат Жогорку Кенеша Эмиль Токтошев так оценивает борьбу властей КР с коррупцией:
«Я не верю в то, что 90% коррупции искоренено. Она до сих пор присутствует в государственных учреждениях, ведомствах. Можно даже сказать, процветает. Ликвидировать такое явление за год-два невозможно. Да, власть старается с ним бороться. Но надо приложить еще больше усилий. В борьбе с коррупцией помогают гражданское общество, свобода слова и хорошие законы. Когда все это есть, то и результат будет хороший. Если власть будет кого-то задерживать и обратно отпускать, то на той стороне продолжится взяточничество. Если мы хотим избавиться от коррупции, то надо сохранить свободу слова. Но самое главное, нужна справедливая судебная система. Если судьи будут независимы, то и коррупции станет меньше».
В начале года международная организация по исследованию уровня коррупции Transparency International опубликовала доклад, в котором Кыргызстан, как и в прошлом году, набрал лишь 27 баллов из 100, заняв 140-е место среди 185 стран мира. Как отмечено в документе, причинами столь высокого уровня коррупции в КР стало то, что «ослабление системы сдержек и противовесов значительно расширяет для облеченных властью возможности безнаказанных злоупотреблений».
Transparency International отмечает, что в данном рейтинге важно не занятое той или иной страной место, а сколько она набрала баллов. Учитывая, что Кыргызстану в последние годы пока не удается добраться до индекса в 30 баллов (хотя было, что республика набрала 31 балл – прим. ред.), все указывают на то, что в стране по-прежнему сохраняется высокий уровень коррупции.