Могут ли быть бывшие «государственные рупоры» преобразованы в независимые средства массовой информации? Cо-автор исследования «На службе общества — Функции и реформы СМИ в развивающихся странах» Ян Люблински считает, что такое возможно.
Наше исследование рассматривает трансформацию инструментов государственной пропаганды и государственных СМИ.
Так, в Сербии, например, бывший рупор авторитарного режима Милошевича стал общественным вещателем, и в настоящее время обеспечивает устойчивую, ответственную журналистику. Или, к примеру, ОТРК – Общественная Телерадиовещательная Корпорация Кыргызстана, хотя и еще находится в процессе преобразований, это в равной степени впечатляет, потому что в настоящее время она предлагает информационные услуги и платформы для общественного обсуждения. Оба примера показывают, что можно достичь многого, если правительства всерьез заинтересованы в свободной прессе, а организации гражданского общества стремятся к преобразованию бывших государственных медиа.
Это не является универсальной моделью для всех. То, что хорошо работает в Западной Европе, увы, иногда не подходит для других стран. Предыдущие попытки использовать немецкие и британские модели общественного вещания были наивны и неудачны. Однако, в отдельных случаях можно усилить общественные медиа путем создания политических и правовых структур, улучшая качество как журналистики, так и общественности в целом.
Почему же так трудно создать независимые СМИ во многих странах?
Это, главным образом, потому что власть имущие, как правило, хотят контролировать СМИ. Даже если одно правительство, проявляя дальновидность, дает свободу слова, следующее правительство часто вводит изменения или, по крайней мере, пытается изменить прежние декреты.
Если сказать больше о Кыргызстане, то он является единственной страной в Центральной Азии, где основное государственное телевидение (ОТРК) сменило свой статус. Это случилось после одной или двух предпринятых ранее неудачных попыток. В 2012 году организация по развитию СМИ Internews Network возобновила превращение бывшей государственной ТРК в настоящее общественное медиа. Стратегия по изменению была ориентирована в первую очередь на управление, в связи с чем были сделаны различные организационные и финансовые исследования.
Специально созданный независимый Наблюдательный совет, в составе которого состоит и гражданское общество, работает над более активным участием аудитории в развитии ОТРК, ее вовлечением в процесс трансформации. Был проделан большой объем работы, но еще многое осталось сделать для улучшения качества программ. Случай с ОТРК наглядно показывает, что преобразование медиа в стране со свободной прессой, сильным гражданским обществом, а также с профильным планом, разработанным экспертами по развитию СМИ возможно, хотя и непросто.
Необходимо отметить и лоббирование работы в политической сфере, направленное на более широкое вовлечение граждан: анализ аудитории, сбор данных обратной связи и организация встреч с сотрудниками ОТРК с телезрителями и радиослушателями.
ОТРК является одним из немногих кыргызских СМИ, который обеспечивает международный раздел новостей, опираясь на материалы ВВС (“Би-Би-Си”), а также транслирует парламентские дебаты в прямом эфире. Тем не менее, для успешного развития канала требуется еще и использование журналистами потенциала свободы слова в полной мере.
DW Akademie (Академия «Немецкой волны») оказывает поддержку реформам в ряде стран. Какие методологические подходы оказались успешными?
Я смотрю на это так: мы не можем полагаться только на тренинги и краткосрочные консультации. Исследование показывает, что до сих пор мы не уделяли достаточного внимания к призывам по улучшению правовых структур. Мы также должны более пристально взглянуть на организационное развитие, а в долгосрочной перспективе, и на медийные реформы. Это также означает, что мы должны улучшить наши собственные возможности — но все это требует времени.
Второе издание DW Akademie «На службе публики — Функции и реформы СМИ в развивающихся странах» охватывает тематические исследования для изучения преобразовательных процессов для государственных вещателей и независимых СМИ в Афганистане, Кыргызстане, Намибии, Монголии, Молдавии, Мьянме, Сербии, Нигерии, Непале, Боливии, Колумбии и Эквадоре. Исследование также рассматривает роль развития средств массовой информации, методологических подходов и альтернативных бизнес-моделей. Издание финансируется Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии.
Оригинальный источник находится здесь