Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В Жогорку Кенеше проходят парламентские общественные слушания по внесению изменений в Закон «О НКО» и Уголовный кодекс, инициированные нардепом Надирой Нарматовой и группой депутатов, которые предусматривают введение понятия «иностранный представитель» (аналог иноагента в российском законодательстве).

Руководитель департамента демократизации БДИПЧ ОБСЕ Константин Вардзелашвили выразил позицию данной организации по законопроекту.

Он отметил: опыт наблюдения и анализ реализации аналогичных законов в немногих странах показывают, что такие законодательные инициативы не приводили ни к чему хорошему.

«Без преувеличения можно сказать, что законопроект, который вводит специальные правила для так называемых иностранных представителей, в случае его принятия не только определит будущее гражданского общества, но может оказать существенное негативное влияние на демократическое развитие и общую ситуацию с правами человека в стране», — сказал Константин Вардзелашвили.

По его словам, по логике такого рода законов иностранное финансирование рассматривается как нечто подозрительное. Однако, как правило, в качестве обоснования не указываются реальные угрозы национальным интересам.

«Нет примеров, когда НКО совершают незаконные действия на основании такого финансирования. Этот тип законодательных инициатив не объясняет, почему существующие нормативные акты неэффективны. Абстрактное предположение о том, что средства, поступающие из-за границы, представляют социальную угрозу, несовместимы с международными стандартами в области прав человека. Получается, не только средства, которые поступают из-за рубежа, но и сами организации, которые предоставляют такую помощь, представляют собой угрозу. Хотя часто членами или участниками этих организаций являются сами государства, которые принимают такие законы», — рассказал Константин Вардзелашвили.

Он заметил, что, как правило, не объясняют, почему меры, применяемые к ассоциациям, должны быть более строгими, чем те, которые обычно применяют к коммерческим организациям. Они тоже получают финансирование из международных источников. Тем более иногда коммерческие организации могут напрямую влиять на политические процессы.

«Законы об иностранных агентах не соблюдают принципы равного обращения и запрета на дискриминацию. В нескольких странах поднимали подобные законопроекты, но их отклонили после критики. В законопроекте есть много смутных и общих терминов, которые дают возможность слишком широко интерпретировать их», — заключил Константин Вардзелашвили.

Отметим, ранее основной инициатор поправок Надира Нарматова заявила, что ее законопроект необходим, потому как «нет регулирования деятельности НКО и они не сдают отчеты». Она также сказала, что на сегодня «нигде не рассматривалась ответственность некоммерческих организаций». Однако это не соответствует действительности. В 2020 году по инициативе депутата Бактыбека Райымкулова внесены поправки в закон о некоммерческих организациях, согласно которым введены дополнительные формы отчетности для НКО.

Ранее представители гражданского общества направили президенту и депутатам Жогорку Кенеша обращение, в котором подчеркивают, что поправки в законы, инициируемые Надирой Нарматовой, содержат дискриминационные нормы, противоречащие основным демократическим принципам, и в случае их принятия значительно ограничат деятельность некоммерческих организаций, включая филиалы и представительства иностранных НКО, работающих в Кыргызстане.

Эксперты напоминают: защита национальных государственных интересов первостепенна. Однако рассмотрение НКО и придание им статуса «иностранных представителей» являются ошибочным мнением.

Юристы правовой клиники «Адилет» и правозащитного движения «Бир дуйно Кыргызстан» также заявляли, что принятие скандальных инициатив приведет к ликвидации гражданского сектора. Их замечания проигнорировали.

Кыргызстанцы собирают подписи против закона об иноагентах.

https://24.kg/vlast/277622/