Журналист-расследователь «МедиаХаба Али Токтакунова» Мээрим Айныкеева заявила, что подверглась угрозам со стороны мужчины, который представился сотрудником ГКНБ.
Об этом случае на своей странице в «Фейсбуке» сообщил основатель «МедиаХаба», журналист Али Токтакунов.
«Он знает все обо мне»
Как рассказала сама Мээрим Айныкееева, 11 октября в одном из кафе на пересечении улиц Токтогула и Манаса в Бишкеке незнакомый мужчина задавал ей различные вопросы о работе в СМИ. По словам девушки, когда она попыталась сфотографировать незнакомца на телефон, он вырвал аппарат из ее рук. Со слов журналистки, представился этот человеком сотрудником Госкомитета национальной безопасности:
− Какой-то молодой мужчина неустанно следил за нами. Сначала мы не придавали этому значения. Потом, когда я встала, он преградил мне путь и начал задавать вопросы – назвал мои имя и фамилию, рассказал о месте, где я работаю. Потом начал расспрашивать об Али Токтакунове, какой он человек. Когда мы спросили, почему он ходит за нами, он сказал, что является сотрудником ГКНБ. Когда я вызвала такси, он позвонил кому-то по телефону и сказал, что «она вызвала такси». Сейчас мы советуемся с адвокатами, дальше планируем действовать, исходя из рекомендаций юристов.
Основателем «МедиаХаба» является журналист-расследователь Али Токтакунов. Издание занимается тем, что разоблачает коррупционные схемы. Мээрим Айныкеева провела в свое время несколько расследований. По словам Али Токтакунова, аккаунты в «Фейсбуке» и «Телеграме» некоторых сотрудников «МедиаХаба» также подверглись хакерским атакам.
Депутат Жогорку Кенеша Наталья Никитенко на заседании парламента 13 октября подняла данный вопрос и поинтересовалась у председателя ГКНБ Камчыбека Ташиева подробностями случая с журналисткой «МедиаХаба Али Токтакунова». В ответ он заявил следующее:
− Наши сотрудники – образованные и юридически подкованные люди. Они никогда не будут подходить к кому-то из журналистов, говорить что-то. Я это точно знаю. Возможно, какой-то неизвестный подошел и сказал, что является работником ГКНБ. Но настоящий сотрудник спецслужбы на такое никогда не пойдет. Вы должны знать это. Скажите журналистке, пусть обратится ко мне, мы расследуем этот случай.
Наталья Никитенко в свою очередь добавила, что сегодня оказывается давление на оппозиционные силы, и отметила необходимость тщательного расследования подобных случаев. На что Камчыбек Ташиев заверил: сотрудники ГКНБ никому не вредят.
Допрос за пост на «Фесйбуке»
Пользователь «Фейсбука» Нурэлес Уметалиев 12 октября побывал на допросе в ГКНБ. По его словам, поводом стали заявления якобы о насильственном захвате власти. При этом следователь спецслужбы заявил, что информация будет предоставлена в рабочем порядке, если гражданин явится со своим адвокатом.
21-летний Нурэлес Уметалиев признался, что далек от политики. Что единственное — он писал критику в адрес Садыра Жапарова, когда начался рост цен на продукты, и была озвучена инициатива об открытии казино в некоторых регионах Кыргызстана:
− В апреле меня вызвали в МВД, теперь вот пригласили в ГКНБ. Но у меня и мысли не было о перевороте. Я лишь призывал граждан выйти на мирный митинг, чтобы высказать свой протест по поводу некоторых событий. Потому что я не согласен с политикой властей, данные когда-то обещания не выполняются. Но, как оказалось, они очень боятся таких заявлений. Сейчас я в поисках адвоката. Сам я не занимаюсь политикой и лишь выражаю личное мнение по некоторым вопросам.
В ГКНБ этот случай пока не комментируют.
Между тем юрист Медер Алиев считает, что у свободы слова тоже должны быть свои границы:
− У нас должна быть свобода слова, но без нарушения закона. Приведу вам один пример. У судьи Верховного суда США Оливера Уэнделла Холмстона как-то спросили: может ли человек говорить все, что ему вздумается? И тогда он ответил, что «крикнуть в переполненном театре «здесь есть бомба» не есть свобода слова». Потому что в таких случаях наносится вред народу, государству. Мы должны уметь различать свободу слова и самовольство. К сожалению, у нас под демократическими ценностями понимают совсем другое. Но должны быть определенные правила.
Критика – часть свободы слова
Ранее в Кыргызстане ряд граждан вызывались на допросы за высказанное ранее мнение. К примеру, член партии «Туран» Тилекмат Кудайберген уулу (Куренов) был осужден на 1,5 года за свои призывы на своей странице в «Фейсбука», которые были расценены как «попытка насильственного захвата власти».
Неделей ранее в соцсетях распространилась переписка в «Телеграме» лидера партии «Реформа» Клары Сооронкуловой и правозащитницы РитыКарасартовой, а телеграм-аккаунт юриста Сании Токтогазиевой подвергся взлому, как и профиль адвоката Замира Жоошева. Сообщалось, что эти случаи расследует Генпрокуратура.
Гражданский активист Улан Усойун заявил по этому поводу следующее:
− То, что 21-летнего парня вызывают на допросы, это серьезно. Похоже, что началось преследование гражданского сектора. При этом огорчает, что спецслужба начинает работать только в определенных случаях. К примеру, недавно горячо обсуждался пост в «Фейсбуке», которым поделился профиль президента Садыра Жапарова. А до этого вопросы вызвало его заявление относительно Дастана Бекешева, которое не красит не то, что главу государства — даже простого гражданина. И если власть хочет порядка в социальных сетях, пусть руководитель страны первым покажет пример этого.
12 октября на странице президента в «Фейсбуке», которая прошла верификацию, был сделан перепост публикации Чынгыза Абдымомунова(Chyngyz Abdymomunov). В нем шла речь о гражданине КР в США и смерти афроамериканца. Но затем этот пост был удален, а пресс-служба главы государства оставила случай без комментариев.
В Институте «Медиа Полиси» заявили, что после октябрьских событий усилилось давление на гражданское общество, но правоохранительные органы на такие случаи не реагируют. Юрист организации Алтынай Исаеванапомнила, что согласно законодательству КР гражданин не может быть привлечен к ответственности за выражение своего мнения:
− Давление на журналистов растет, и есть случаи применения насилия. При этом все чаще звучат угрозы в адрес активных граждан, в частности, онлайн. И наряду с этим мы видим, что силовики вызывают на допросы представителей политических групп, интернет-пользователей. Критика – часть свободы слова. Каждый гражданин вправе помимо похвалы высказывать недовольство властью.
В начале сентября стало известно, что в рамках расследования октябрьских событий 2020 года МВД около месяца прослушивало телефоны десятков политиков, депутатов, активистов и правозащитников. В связи этим были высказаны требования привлечь к уголовной ответственности министра внутренних дел, генерального прокурора и других должностных лиц.
Активисты потребовали от президента принять меры по данному факту – снять с должности главу МВД Улана Ниязбекова, привлечь руководителей МВД, следователей и судью к уголовной ответственности. Также активисты считают, что генеральный прокурор Курманбек Зулушев должен быть снят с должности за бездействие.
А в МВД заверили, что прослушка велась с 6 января по 10 февраля 2021 года и что после этого специальные следственные действия не продлевались.