14 сентября члены платформы действий медиа Кыргызстана и журналисты провели круглый стол на тему «Свобода слова в Кыргызстане: новые вызовы» с участием депутатов Жогорку Кенеша, государственных служащих, экспертов и общественных организаций в сфере медиа по практике применения Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации».
По итогам круглого стола было сделано обращение к властям страны о том, что данный закон противоречит законодательству по следующим основаниям:
1. Закон противоречит следующим нормам Конституции КР:
- «В КР все равны перед законом и судом» (часть 2 статьи 24), так как для СМИ правовые последствия применения данного закона наступают без установления факта недостоверности (ложности) информации. Таким образом, заявитель ставится законом в более выигрышное положение, поскольку от него не требуется доказывания доводов своей жалобы, тогда как СМИ вынуждены оспаривать примененные к ним меры (приостановление работы) и достоверность опубликованной информации сначала в досудебном порядке, а затем в суде.
- «Никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него» (часть 2 статьи 32), поскольку предоставляет заявителю возможность принуждения СМИ к отказу от высказанного/опубликованного мнения под угрозой применения к ним административного механизма приостановления работы сайта и/или страницы сайта.
- «Каждый считается невиновным в совершении преступления и/или проступка, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (часть 1 статьи 57), поскольку приостановление работы сайта или страницы сайта будет производиться без судебного акта.
- «Запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и СМИ» (часть 1 статьи 63), поскольку данный закон ограничивает свободу слова, печати и СМИ подачей произвольной (без конкретного, понятного и измеримого критерия) жалобы заявителя.
2. Закон принят вопреки мнению специалистов в области медиа о негативных последствиях его принятия, что и доказала последующая практика его применения.
Представители СМИ, гражданского общества и экспертного сообщества в области медиа на всех стадиях законотворческого процесса (обсуждение, принятие, подписание) высказывали аргументированное мнение, что принятие закона и попытки реализации его норм повлекут за собой множество проблем и вызовут негативные последствия.
О проблематичности исполнения/реализации норм закона еще до его принятия говорили и представители государственных органов (министерств и ведомств).
3. Порядок, вводящий нормы закона в действие, увеличил негативный эффект его применения, что продемонстрировано на примере приостановления работы сайтов Respublica и 24.kg.
По этому закону и порядку право решать, является ли распространенная информация достоверной или недостоверной, передано самому заявителю. Механизм опровержения доводов и утверждений поданной жалобы законом не предусмотрен.
По нормам закона недостоверной (ложной) становится любая информация, опубликованная СМИ Кыргызстана, на которую поступила жалоба. Как в законе, так и в порядке полностью отсутствуют:
- орган, уполномоченный устанавливать достоверность/недостоверность информации;
- критерии и методика;
- механизм и порядок признания информации недостоверной (ложной).
Таким образом, принятый закон, в нарушение Конституции КР, подменяет судебную систему непроверенными доводами заявителя.
- Участники круглого стола предлагают ЖК КР:
создать рабочую группу по разработке законопроекта о признании утратившим силу Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации»;
- кабинету министров:
отменить постановление кабмина от 8 апреля 2022 года №204 об утверждении порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет.