Правозащитники из организации «Правозащитный Хогвартс» рассказали о нарушениях, допущенных милицией во время обысков в домах активистов и политиков, которые критиковали власти по вопросу Кемпир-Абада.
Обыск, а затем и задержание 23 октября прошли у политиков и активистов, которые днем ранее создали комитет по защите Кемпир-Абада.
По словам правозащитников, обыски прошли с нарушением норм процессуального законодательства. Они считают, для обысков не было оснований без разрешения следственного судьи.
«При обыске изъяты мобильные телефоны, ноутбуки и другая техника. При этом отсутствовало реальное опасение, что подозреваемые скроются. Следственная группа могла дождаться решения следственного судьи о проведении обыска и выемки без особых опасений утраты, порчи, повреждения предметов или скрытия подозреваемых», — говорится в их обращении.
Они отметили, что, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, следственный судья обязан рассмотреть и вынести решение по ходатайству следователя о проведении обыска и выемки не позднее 24 часов с момента поступления обращения.
Правозащитники привели пример с обыском дома правозащитницы Риты Карасартовой, куда пришли трое мужчин в гражданской форме и говорили о том, что обыск уже идет.
«Карасартова просила показать постановление о проведении обыска и выемки, также просила показать удостоверения личности мужчин. По факту получается постановление о проведении обыска следователем было предоставлено после начала во время проведения обыска», — подчеркнули правозащитники.
Они добавили, что всем, у кого провели обыск и забрали технику, должны были вручить протокол об обыске, который должен составляться на месте. Правозащитники также указали на то, что статья «Приготовление к организации массовых беспорядков» может квалифицироваться только в случае реальных действий по подготовке к массовым беспорядкам.
«Правозащитники и гражданские активисты, подвергшиеся обыску и задержанию, не совершили ничего из вышеперечисленных действий, что давало бы основания для предъявления обвинений», — отметили правозащитники в обращении.
Организация также просит следственного судью, который рассмотрит законность обыска, обратить внимание на все нарушения со стороны милиции и признать их незаконными.
Задержание после критики по Кемир-Абаду
Обыски и задержание политиков и активистов, которые критиковали власть из-за передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану, прошли 23 октября. Кроме этого часть задержанных являются членами комитета по защите Кемпир-Абадского водохранилища, который создали 22 октября.
После задержания милиция водворила ряд активистов и политиков в ИВС на 48 часов, до вынесения меры пресечения.
В ИВС водворили:
- политика Равшана Джеенбекова;
- экс-депутатку Асию Сасыкбаеву;
- правозащитницу Риту Карасартову;
- активиста Али Шабдана;
- активиста Таалая Мадеминова;
- активиста Улугбека Маматева;
- активистку Перизат Суранову;
- активиста Жениша Молдокматова;
- активиста Эрлана Бекчороева.
На задержания отреагировали депутаты Жогорку Кенеша Исхак Масалиев, Тазабек Икрамов, Дастан Бекешев и Жанар Акаев. Депутаты раскритиковали обыски и задержания.
Икрамов заявил, что действия правоохранительных органов нарушают фундаментальные ценности демократии, а Масалиев обратился к гражданам с просьбой о помощи в остановке беспредела.
«Завтра придут и за вами, если попытаетесь иметь свое мнение», — написал он.
Бекешев назвал «бредом» уголовные дела против активистов и политиков и добавил, что Кыргызстан «скатился к авторитаризму». Акаев в свою очередь считает обыски и задержание активистов и политиков противозаконными. Он подчеркнул, что по Конституции каждый кыргызстанец имеет право на свободу высказывания своего мнения.