Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Национальный центр по предупреждению пыток ликвидировали из-за дублирующих функций с институтом омбудсмена. Об этом сегодня, 10 декабря, на «Национальном диалоге: противодействие и предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» сказал заместитель председателя кабинета министров, председатель Координационного совета по правам человека при кабмине Эдиль Байсалов.

«Ликвидация Национального центра по предупреждению пыток не проводилась с целью экономии средств. Это было сделано, чтобы избежать дублирования между двумя институтами. И соответственно, усиления института омбудсмена, его функций и мандата в области противодействия пыткам. Поэтому мы хотим заверить, что продолжим нашу совместную работу, и хочу заверить акыйкатчы в том, что она будет иметь полную поддержку по расширению аппарата, бюджета, возможностей в области продвижения прав человека, в том числе по предупреждению пыток», — сказал он.

Правозащитница Назгуль Турдубекова выразила обеспокоенность тем, что затормаживается процесс передачи полномочий Национального центра по предупреждению пыток институту омбудсмена.

«Запрет на пытки — это абсолютное право человека. Он должен быть непрерывным, постоянным. Наццентр по предупреждению пыток уже приостановил свою деятельность летом. Скоро 2026 год. Тот объем работы, который ранее выполнял НЦПП, выполнить невозможно с нынешними ресурсами и усилиями, которые есть у института омбудсмена. Для сравнения: центр ежегодно делал более 1,5 тыс. посещений мест лишения и ограничения свободы, психиатрических больниц, детских домов, воинских частей. И, конечно, сейчас, получается, практически полгода Национальный центр не работает. Огромное количество выездов, а соответственно, потенциальных пострадавших от насилия и пыток, возможно, не получают должную защиту со стороны государства», — пояснила Турдубекова.

Она добавила, обращаясь к Байсалову, что было бы хорошо, чтобы было оказано содействие в оптимизации и ускорении процесса передачи полномочий. «Мы знаем, что такое государственная машина в части бюрократических подходов, и есть очень высокие риски, что это может затянуться в течение всего года. И очень важно сохранить бюджет, который был у Национального центра по предупреждению пыток. Если его будут урезать, сокращать, то, конечно, это скажется прежде всего на положении прав людей, которые находятся в местах лишения и ограничения свободы, психоневрологических интернатах, детских домах», — заключила правозащитница.

В институте акыйкатчы отчитались, что за десять месяцев 2025 года сотрудники провели 613 мониторингов и инспекций, в том числе в местах лишения и ограничения свободы — 276, учреждений образования — 124, воинских частей — 86, учреждений здравоохранения — 51, социальных стационарных учреждений — 42. В отчетном периоде внесено 128 актов реагирования, из них исполнено государственными органами 102 (79,6%), на рассмотрении — 19 (14,8%), не исполнено — 7 (5,4%). Больше всего актов реагирования направлено в органы Минздрава, МВД, учреждения образования, органы МСУ, судебные органы и др.

За допущенные нарушения прав граждан к дисциплинарной ответственности были привлечены 51 должностное лицо и работник закрытых учреждений, десять из них — сотрудники правоохранительных органов.

Напомним, в сентябре 2025 года президент подписал закон об омбудсмене, инициированный и принятый депутатами. Основным изменением является ликвидация Национального центра по предупреждению пыток и передача его функций институту омбудсмена. Ряд международных правозащитных организаций призывали парламент отклонить данную норму.

Фото на главной странице иллюстративное: gov.kz.

https://kaktus.media/536798