Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Правозащитники правовой клиники «Адилет» выступили с открытым обращением к депутатам Жогорку Кенеша КР по поводу участившихся случаев нарушения Конституции и законодательства Кыргызстана.

Ниже приведен полный текст обращения:

«Поводом для настоящего обращения является необходимость скорейшего возврата страны в конституционное русло. После октябрьских событий 2020 года, когда в результате массовых акций протеста в Кыргызстане произошла смена власти, систематически стали допускаться грубые нарушения Конституции и законодательства. Десятки законов, во многом определяющих судьбу страны, принимались с нарушением Конституции и установленного порядка законодательной деятельности. Например, очень часто принятие законов депутатами Жогорку Кенеша осуществлялось при отсутствии конституционного кворума, когда депутаты открыто голосовали друг за друга, или нередко законопроекты не проходили обязательную процедуру общественного обсуждения.

Если ранее подобные шаги обосновывались нестабильной общественно-политической ситуацией в стране, то на сегодняшний день уже отпали те исключительные обстоятельства, из-за которых приходилось принимать противоречивые с точки зрения закона решения. Так, в 2021 году состоялись выборы президента и была принята новая Конституция, приступили к работе депутаты Жогорку Кенеша VII созыва, был сформирован новый кабинет министров и другие органы государственной власти.

Однако, несмотря на этот факт, депутаты Жогорку Кенеша продолжают допускать неправомерные отступления от требований законодательства, не обеспечивая рассмотрение и надлежащее обсуждение поступающих предложений, а также нарушая требования закона о доступе к содержанию законопроектов.

Например, 30 июня 2022 года одновременно во втором и третьем чтениях был принят проект нового регламента Жогорку Кенеша и направлен на подпись президенту Кыргызской Республики. Напомним, ранее мы уже обращали ваше внимание на серьезные нарушения законодательства, связанные с процессом принятия этого документа.

Несмотря на конституционный принцип открытости государственных органов и осуществления ими своих полномочий в интересах народа, окончательный текст проекта регламента Жогорку Кенеша, направленного на подпись президенту, также остается недоступным для общественности. Кроме того, в СМИ сообщается, что президент не подписал этот закон, возвратив его со своими возражениями.

Важно отметить, что регламент Жогорку Кенеша, наряду с Законом «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», является базовым документом, регулирующим деятельность всей законодательной ветви государственной власти, включая порядок принятия законов, и его содержание должно быть открыто и доступно как для государственных органов, так и для общественности.

14 июля 2022 года нами было направлено письмо в адрес торага Жогорку Кенеша Таланта Мамытова с просьбой предоставить окончательную версию проекта Конституционного закона «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», принятого во втором и третьем чтениях, ввиду отсутствия текста документа в открытом доступе. Однако уже дважды мы получаем ответ с формальной отпиской без указания каких-либо убедительных причин, что обоснованно вызывает опасения относительно понимания депутатами VII созыва того факта, что парламент является не только законодательным, но и представительным органом власти, осуществляющим свои полномочия от имени и в интересах граждан. Также вами было отмечено, что текст запрашиваемого документа будет незамедлительно размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша «после устранения технических неполадок, возникших из-за износа оборудования», однако на сайте парламента проект регламента до этих пор не значится.

За прошедшие полтора года приняты десятки кодексов и конституционных законов в рамках инвентаризации законодательства, которая была одним из первых шагов к приведению законодательства страны в соответствие с современными реалиями и с новой Конституцией страны. Сегодня же заявляется о применении нового принципа в сфере законотворчества — так называемого принципа дебюрократизации законодательных актов. При этом регламент Жогорку Кенеша и Закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», определяющие основы для любых инициатив и действий в законодательной сфере и устанавливающие правила принятия всех нормативных документов, до сих пор не приведены в соответствие с новой Конституцией, что существенным образом увеличивает риски формирования законодательной базы, не соответствующей Основному закону страны.

Кроме того, учитывая тесную взаимосвязь и общую направленность регламента Жогорку Кенеша и Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» в определении базовых принципов и процедур законодательной деятельности, более рациональным, на наш взгляд, кажется внесение указанных документов на рассмотрение парламента одним пакетом и единовременное их продвижение в дальнейшем. Это также позволило бы избежать возможности возникновения противоречий и дублирования в содержании указанных документов и ускорило бы создание правовой основы для функционирования законодательных органов власти.

Хотелось бы обратить внимание депутатов Жогорку Кенеша на тот факт, что закон представляет собой официальный документ, регулирующий наиболее важные общественные отношения в той или иной сфере. Систематическое игнорирование установленных процедур принятия законов будет отражаться на уровне их легитимности, а в последующем и на уровне легитимности решений, принимаемых не только парламентом, но и другими органами власти. В конечном счете это будет подрывать доверие общественности к институту государственной власти в целом.

В связи с чем мы призываем депутатов Жогорку Кенеша вернуть деятельность парламента в конституционное русло и обеспечить, чтобы все решения Жогорку Кенеша и депутатов принимались в строгом соответствии с Конституцией Кыргызстана.

Кроме того, в системе государственного устройства Кыргызстана Жогорку Кенеш является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции. В этой связи важно отметить, что неукоснительное соблюдение принципов верховенства права со стороны депутатов Жогорку Кенеша, включая контроль за исполнением законов, будет также положительным образом влиять на законность деятельности органов исполнительной власти.

С уважением, директор Чолпон Джакупова».

https://kaktus.media/466445