Экспертизы Национальной академии наук (НАН), на основе которых задерживают и арестовывают кыргызстанцев, — незаконны. Об этом 13 апреля заявила правозащитница Гульшайыр Абдирасулова.
Она напомнила, что с 2022 по 2024 год уголовные дела по призывам к массовым беспорядкам и захвату власти возбуждались на основании заключений политологических экспертиз, которые проводили сотрудники НАН. Ряд экспертиз, по ее словам, проводились по запросу ГКНБ и МВД.
Абдирасулова заявила, что правозащитники проанализировали 32 экспертизы по 18 уголовным делам. Анализ показал, что сотрудники академии наук не имели права проводить политологические экспертизы по нескольким причинам:
— такого вида экспертизы как «политологическая экспертиза» просто не существует;
— НАН и еее подразделения не имеют аккредитации, дающей право проводить судебную экспертизу;
— сотрудник НАН Азамат Жанышбек уулу, который по большинству дел давал заключения, не имеет сертификата компетентности судебного эксперта.
«Только за полтора года (2022-2023 гг.) от имени НАН были сделаны 148 политологических экспертиз, на основании которых людей задерживали, содержали в СИЗО и даже осудили», — заявила Абдирасулова.
Инструмент подавления критики
Речь идет, например, о кемпир-абадском деле, по которому хотели привлечь к ответственности как минимум 25 человек, в том числе на основании экспертиз от экспертов НАН.
В деле 11 журналистов Temirov Live также фигурировали эти экспертизы. На основании заключения экспертизы осуждена на 6 лет за якобы организацию призывов к массовым беспорядкам Махабат Тажибек кызы. Она находится в колонии. Акын Азамата Ишенбекова признали виновным в пособничестве Тажибек кызы и приговорили к пяти годам. Его отпустили после прошения о помиловании, которое одобрил президент.
Из-за экспертиз было возбуждено дело в отношении экс-сотрудника НАН Жоомарта Карабаева, который заявил, что работников академии заставляют делать экспертизы под диктовку силовиков. Карабаев просидел в СИЗО четыре месяца, а затем его выпустили под подписку о невыезде. Судебные заседания по его делу продолжаются.
По делу Афтандила Жоробекова, выступавшего против изменения флага и призывавшего выйти на митинг, также проводилась экспертиза. Суд оштрафовал Жоробекова на 70 тысяч сомов по статье о публичных призывах к захвату власти.
Активистку Зарину Торокулову суд признал виновной и приговорил к 5 годам колонии по делу о призывах к массовым беспорядкам из-за постов в фейсбуке. Она репостнула пост об онлайн-митинге в защиту флага, который власти тогда планировали менять. Обвинения строились на заключениях экспертов НАН. Торокулову помиловал президент указом от 9 апреля.
«Я могу долго продолжать этот список. Все эти люди сидели, многие осуждены, а некоторые сегодня в тюрьмах… И вместо того, чтобы признать свою ошибку, отозвать все свои заключения, ходатайствовать о пересмотре дел и принести чисто человеческое извинение людям, которых посадили, некоторые руководители НАН теперь угрожают нам судами», — заключила она.
После прихода к власти Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева судебные эксперты — лингвисты, психиатры и даже политологи — стали играть важную роль в уголовных процессах против оппозиционеров, критиков режима и независимых журналистов. Следователи часто обращаются к мнению экспертов для доказательства вины подсудимых — и часто заключения носят именно обвинительный характер.
Эту систему раскритиковал один из сотрудников Национальной академии наук Жоомарт Карабаев, который отказался сотрудничать с силовиками и разоблачал своих коллег-экспертов.
Карабаева уволили из Академии наук, а затем стали преследовать. ГКНБ обвинил его в «призывах» к массовым беспорядкам и неподчинению представителям власти. Адвокаты считают, что причиной стали отказ Карабаева писать судебные экспертизы под диктовку силовиков и критика в адрес бывших коллег, которые согласились это делать.