Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Tazabeke.mamasaliev Государственные органы Кыргызстана по-прежнему не уделяют достаточно внимания собственным интернет-сайтам и предоставлению электронных услуг населению, в общем-то и как информационной политике, в целом. Это не мелкое упущение в работе нынешнего правительства, а достаточно большой минус в его эффективности. Одной из самых важных и первичных функций государственной власти — предоставлению информации и информационному взаимодействию с обществом, не придается значения.

Эркин Мамасалиев, исполнительный директор Общественного Объединения «Интернет Движение»

В современном обществе социальный эффект правительства измеряется не столько в виде числа госслужащих и бюджетов, а объемом и качеством вырабатываемой им информации, умением ее анализировать с целью выработки эффективных решений.

В Кыргызстане государственный сайт должен служить средством коммуникации с населением, позволяющий минимизировать время и затраты гражданина для получения консультаций, справок, разрешений или лицензий, чтобы начать бизнес. Это и есть «электронное правительство» и «электронные государственные услуги». Их развитие позволит гражданам экономить время и ресурсы, сделать государственные управление более прозрачным, повысить доверие со стороны населения и зарубежных инвесторов.

В пример хотелось бы привести Казахстан, где реализуется национальная программа по развитию электронного правительства egov.kz. Уже около 1,5 млн. населения получили электронную цифровую подпись, госорганы оказывают 134 электронные услуги. По данным на декабрь 2012 года, выдано около 13 млн. справок населению через Интернет.

На этом фоне электронные государственные услуги» у нас находятся на зачаточном уровне. По оценкам ООН, Кыргызстан по уровню развития электронного правительства в 2010 г. занял 91 место в мире, но по итогам 2012 года скатился на 99 место.

В рамках исследования «Оценка государственных сайтов КР», проведенном Фондом «Гражданская Инициатива Интернет Политики» в 2011 г., анализировалось качество правительственных сайтов и эффективность информационной политики. Были рассмотрены 80 государственных сайтов. За прошедшие с того периода 1,5 года значительного прогресса не наблюдается, хотя отдельные госорганы предприняли усилия по улучшению собственных сайтов.

Менее 10% всех правительственных учреждений уделяют внимание внедрению информационных технологий, в основном, госорганы правового и экономического блока, имеющие в своем распоряжении большие объемы данных. Эти сайты предоставляют открытый доступ к своим базам данных, из которых можно выделить:

— сайт Министерства юстиции, где есть база юридических лиц страны

— база данных законопроектов на сайте Жогорку Кенеша

— порталы «открытый бюджет», «государственные закупки», «экономическая карта» Министерства финансов

— база свободных госномеров авто и база готовых паспортов на сайте Государственной регистрационный службы

— база ИНН, счет-фактур и акцизных марок на сайте Налоговой службы

— база операторов связи и услуг связи на территории страны на сайте Агентства связи

— система мониторинга выборов на сайте Центризбиркома и список избирателей.

Рейтинг интересности государственных сайтов GooYan

Не прибегая к сложным аналитическим инструментам, любой сайт можно оценить по показателю цитируемости, используемым поисковиками (ТиЦ и PageRank в Яндекс и Google). Индикатор отражает популярность и цитируемость сайта в сети, но по нему опосредованно можно судить о важности информации на сайте и интересе к ней рядовых интернет-пользователей, ее востребованности и регулярности обновления.

Например, известный сайт АКИpress имеет индекс PR равный 6, а ТиЦ равный 1100, а сайт Фонда «Гражданская Инициатива Интернет Политики» PR — 4, ТиЦ — 50. Проще говоря, чем больше эти индексы, тем больше людей посчитало важным процитировать либо поставить ссылку на этот сайт. Высокое значение достигается через регулярность, большой объем и разнообразие информации на сайте, более низкий показатель говорит об обратном.

Мы оценили правительственные сайты Кыргызстана на основе этих данных на начало 2013 г. и вывели новый параметр оценки сайтов GooYan (да простят меня SEO-аналитики, интернет-маркетологи и разработчики) — произведение PR и ТиЦ. По полученным результатам, был составлен рейтинг интересности сайтов.

На сегодня госорганы Кыргызстана разделились на три группы по работе с интернет-пользователями:

— нормальные (красный) — стараются давать как можно больше информации, регулярно ее обновляют,

— середнячки (зеленый) — объем и регулярность обновления информации менее регламентированы,

— отстающие (синий) — хронические проблемы с обновлением и незначительный объем предоставляемых данных.

sites-rating

Кликните по изображению, чтобы увеличить его
Оценивая прогресс в этой области, скажу, что правительственные сайты по-прежнему содержат лишь общие сведения, не интересные даже самим госслужащим: нормативные акты о его деятельности такие, как устав, положение, перечень услуг и обязанностей и новостные разделы. То есть сайты-странички или блоги ведомства. Но реально ценной информации для граждан на этих ресурсах весьма мало, такой как:

  1. информация об услугах и деятельности госоргана
  2. онлайн общественные приемные
  3. формы и бланки заявлений
  4. ведомственные базы данных, то есть выдача онлайн справок и информации
  5. получение лицензий, сертификатов и прочей разрешительной документации
  6. информация о финансовой стороне работы госоргана или бюджетная прозрачность.

В своей интернет-политике госорганы делают упор на развитие информационной компоненты за счет расширения справочной информации о предоставляемых госуслугах и ее обновляемости. Но наиболее востребованной интернет-сообществом Кыргызстана информацией становятся такие ее виды, как:

— подробные данные о государственных услугах

— доступ к формам и бланкам

— доступ к ведомственным базам данных.

Однако оценка прогресса в этой области после 2011 года показывает, что изменений практически нет. Небольшими исключениями стали сайты таможенной и налоговых служб, Министерства иностранных дел и Министерства экономики (хотя ведомственных баз данных там нет по-прежнему).

По активности онлайн работы с населением можно отметить Государственную регистрационную службу и мэрию Бишкека, а также Главное Управление безопасности дорожного движения. Их пресс-службы общаются с гражданами не только через традиционные бюрокартические каналы, но и на различных интернет-площадках по взаимодействию с населением, например в социальных сетях, форумах. В итоге, эти госорганы пользуются более высоким уровнем узнаваемости среди интернет-сообщества.

Еще один немаловажный аспект развития электронного правительства является доступность информации на кыргызском языке. Парламент и ряд госструктур Кыргызстана постоянно инициируют попытки принудительного внедрения и использования кыргызского языка в публичной сфере. Но проблема неразвитости кыргызского языка усугубляется его непредставленностью на государственных сайтах. Многие правительственные структуры не имеют либо существенно урезают в информационном наполнении кыргызские версии сайтов. Значительным фактором развития кыргызского языка в Интернете и повышения интереса кыргызскоязычных пользователей к новым технологиям стало бы наличие качественной информации и электронных услуг на госязыке.

Ситуацию можно оценить как «электронный застой» и игноририрование быстро растущих потребностей интернет-сообщества Кыргызстана.

Я считаю, что причина слаборазвитости государственных сайтов в том, что руководители госорганов считают это не самой востребованной стороной их работы, так как основные претензии со стороны граждан и общества не к сайту и его наполненности, а к другим направлениям работы. Низкий уровень цирфовой грамотности (проникновения Интернета) тоже не способствует и не подстегивает общество требовать от госорганов внедрения электронных услуг и предоставления информации онлайн. В итоге, это порождает порочный круг — когда граждане от госорганов ничего не ждут, а госорганы в ответ ничего гражданам не предоставляют. Также те, кто может влиять на деятельность правительства — прежде всего, премьер-министр и вице-премьеры, парламентарии и в какой-то мере общественные деятели и представители неправительственного сектора критикуют исполнительную власть и другие госорганы за что угодно, но только не за плохие сайты или неактивную работу в Интернете.

Для выхода из «электронного застоя» этой ситуации необходимо признание этой проблемы и желание изменений со стороны самих госорганов, руководства страны и общества. Руководители госорганов, если они хотя остаться в истории как реформаторы и приверженцы инноваций, а не «еще один министр или директор» должны начинать работу в этом направлении и брать инициативу на себя, а не ждать распоряжений сверху или пока это не оформится в жесткое требование и претензию со стороны интернет-сообщества. Проще говоря, делать что-то для развития курируемой отрасли, развивать электронные услуги и информационное взаимодействие с обществом.

http://www.tazabek.kg/news:347608/