Депортация журналиста-расследователя Болота Темирова вызвала резонанс не только в Кыргызстане, но и за его пределами. По мнению профессора кафедры прав человека Университета Южной Калифорнии Стива Свердлова, этот кейс меняет картину с правами человека в Кыргызстане в худшую сторону. В интервью «Азаттыку» он поделился своим мнением, относительно ситуации с Темировым.
«Азаттык»: Как вы отреагировали на депортацию Болота Темирова?
Стив Свердлов: Депортация популярного независимого журналиста Болота Темирова в Российскую Федерацию стал одним из самых темных дней в современнейшей истории Кыргызстана в контексте прав человека. Этот шокирующий шаг [властей] сопровождался нарушением Уголовно-процессуального кодекса Кыргызстана. В последний год очень много международных институтов, учреждений, правозащитных организаций, дипмиссий поднимали вопрос о недопустимости такого акта. То, что на фоне такого большого количества критики власти все равно пошли на этот шаг, действительно шокирует и удивляет многих из нас.
Еще очень шокирует то, что Болота Темирова власти решили отправить именно в Россию, в момент такой ужасной ситуации там. Хотя они и говорят, что его кыргызский паспорт [Болота Темирова] недействителен, ситуация очень странная. Даже в процессе депортации его российский паспорт, по нашей информации, был не при нем. Тут наблюдалась полное игнорирование норм и полная незаинтересованность защищать Болота Темирова от дальнейших проблем при въезде в Российскую Федерацию.
Важно отметить, что сейчас Российская Федерация испытывает очень серьезный кризис с правами человека. Не секрет, что оттуда бегут граждане, в том числе журналисты. Создается такое впечатление, что эта депортация была очень политизированным наказанием. Наказанием, которое ставит его под очень серьезный риск. Мы не знаем, что его там ждет, но это именно то, чего нельзя делать, согласно международному законодательству. Нельзя просто лишать гражданства, нельзя выдворять своего гражданина, особенно — в страну, которая сейчас испытывает очень глубокий кризис с правами человека.
«Азаттык»: Сталкивались ли вы в своей практике с таким видом наказания?
Стив Свердлов: Сначала надо отметить, что депортировать гражданина из своей страны является грубейшим нарушением международного пакта о политических и гражданских правах, которые Кыргызстан очень давно добровольно подписал. Они являются одними из самых важных инструментов международного права. Это первый такой случай, поэтому можно сказать, что это беспрецедентно.
Практика депортации критиков власти очень сильно напоминает советское прошлое. Случай Людмилы Алексеевой, например. В советский период она была диссиденткой, потом стала основателем Московской хельсинкской группы, это одна из самых старых правозащитных организаций России и Советского Союза. Она была вынуждена бежать из страны. Также я вспоминаю дело Александра Солженицына. В советский период это случалось очень часто с критиками властей.
Работа Болота Темирова задевала власти в самое сердце. Работа Болота Темирова касалась очень чувствительных моментов. Почему это так важно для истории Кыргызстана? Как правозащитники мы понимаем, что здоровье гражданского общества и общества в целом в стране определяется и измеряется не количеством лестных фраз в адрес власти этой страны, а именно наоборот — умением учреждениями и институтами власти выдерживать критику и даже приветствовать ее. Несмотря на позицию властей относительно журналистских расследований Болота Темирова основной ценностью должно быть умение приветствовать, принимать критику и создавать общество, где действительно есть свобода выражения мысли. Этот акт [депортация Темирова] — не только сильный шок, это очень серьезный сигнал всем критикам, активистам, журналистам и правозащитникам о том, что нельзя переступать границу и что можно расплатиться очень многим.
Я еще должен сказать, что правозащитников беспокоит очень большое количество нарушений процессуальных норм. У Болота Темирова даже не было возможности собрать свои вещи и попрощаться со своими близкими, несколько часов его местонахождение не было известно. Это все говорит о том, что власти не соблюдали законность, Конституцию, что вызывает особую озабоченность, обеспокоенность международного сообщества. Мы все ценим гражданское общество Кыргызстана, это один из самых важных плюсов этой прекрасной страны. Но дело Болота Темирова значительно меняет эту картину в худшую сторону.
«Азаттык»: Почему важны журналистские расследования?
Стив Свердлов: Журналисты не должны кому-то нравиться. Если работа журналиста очень нравится властям — это даже не комплимент, это минус для этого журналиста. Поэтому всегда между журналистами и властями существует некоторая напряженность. Это нормально, это часть журналисткой работы. Власти должны привыкать к этому, так же и журналисты должны понимать, что они не идут вместе с властями. Поэтому, мне кажется, Болот Темиров очень хорошо понимает свою роль, свою профессию. И это должно было быть нормально, потому что его работа и работа его команды затрагивает очень чувствительные темы относительно самых высокопоставленных лиц правительства Кыргызстана.