Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

3 мая — Всемирный день свободы печати. Но даже в демократических странах журналисты все чаще испытывают давление. Причина — сужение общественного дискурса, считает Инес Поль.

Цифры разочаровывают. Все больше журналистов по всему миру подвергаются давлению и встречают препятствия в своей работе. В худшем случае им угрожают, их арестовывают или убивают. Несмотря на все международные усилия, власти таких стран, как Египет или Бурунди, поступают по отношению к журналистам все более жестоко.

В Турции вследствие беспрецедентной волны репрессий, прокатившихся по стране после произошедшей прошлым летом попытки путча, положение журналистов и СМИ серьезно ухудшилось. Под арестом оказались около 150 журналистов, среди них — имеющий немецкое и турецкое гражданство Дениз Юджел (Deniz Yücel). В странах, где идет война или разразился кризис, таких, как Сирия, Афганистан, Ирак или Йемен — журналисты неизменно подвергаются смертельной опасности со всех сторон. Тем важнее становится работа многоязычных международных СМИ, чья задача не в последнюю очередь состоит в том, чтобы снабжать независимой информацией подверженные цензуре рынки.

Враждебная СМИ риторика

Но есть и еще одна тенденция, которая должна насторожить. Последний доклад «Репортеров без границ» свидетельствует о том, что даже в странах с более устойчивой демократией, свобода СМИ серьезно ущемляется. Враждебная СМИ риторика, похоже, стала хорошим тоном среди политиков таких стран, как США и Польша, сделав возможным принятие ограничительных законов, которые урезают полномочия спецслужб или угрожают работе разоблачителей.

Впереди всех — Дональд Трамп, которому в ходе предвыборной борьбы за несколько месяцев удалось дискредитировать серьезную работу авторитетных издательств. И который с помощью Twitter в любое время дня и ночи может охватить миллионы людей своей неотфильтрованной и непроверенной информацией.

Нередко он распространяет откровенную ложь и очень часто обвиняет авторов серьезных публикаций в том, что они намеренно фальсифицируют информацию. Особенно, если они критикуют его персону или его политику.

И в этом Трамп очень преуспевает. Причем не только среди своих сторонников. Ведь даже самые ярые критики американского президента согласны с утверждением, что пресса уже давно не свободна либо зависит от больших денег, но по крайней мере она все же воспринимает ту маленькую часть реальной действительности, которая исходит от нормальных людей, и позволяет ей просачиваться при освещении событий.

Потеря доверия

Но все это происходит не только в США. В таких странах, как Польша, Франция, Нидерланды и Германия, оценка профессиональной журналистики давно не была такой низкой. Благодаря новым возможностям в Сети, возникла тенденция, которая может стать самой большой угрозой для свободы СМИ: потеря доверия.

Ведь если исчезнет доверие к журналистам, которые имеют профессиональное образование и чувствуют себя обязанными соблюдать этические нормы, людям с очень своеобразными интересами будет легко перехватить общественную дискуссию в социальных сетях.

Будь то посредством целенаправленного распространения фальшивой информации, разжигания теорий заговора или травли в Сети неугодных людей, которые нередко терпят крах в результате этих атак. Устоявшиеся новостные форматы здесь уже бессильны, поскольку в общественной дискуссии они все больше теряют релевантность.

Опасность для демократии

Для демократических стран такая ситуация чрезвычайно опасна. Вновь взять ее под контроль совсем не просто. На самом деле мы, журналисты, тоже частично несем ответственность за происходящее. Заявляя, что только мы одни знаем правду, мы облегчили жизнь таким людям, как Дональд Трамп.

Авторитетные СМИ только в том случае смогут вернуть уважение к себе, если им удастся серьезно прислушаться прежде всего к тем, кто мыслит иначе, кто сомневается, кто боится, что его не заметят, и потому обращается к популистам за якобы простыми ответами. Те, кто делает СМИ, должны разграничивать, а не поучать, что такое хорошо и что такое плохо. По крайней мере в Германии есть правовая система, которая отлично регулирует, что можно говорить, а что нельзя.

www.dw.com