Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Приветственное слово Постоянного координатора ООН Антье Граве
Круглый стол «Свобода слова и права человека в Кыргызстане: угрозы законодательных инициатив»

Уважаемые организаторы мероприятия,

Уважаемый депутат Жогорку Кенеша,

Уважаемые представители гражданского общества и СМИ,

Уважаемые гости из посольств и международного сообщества, международных организаций, г-н посол Рогов, и национальные и международные неправительственные организации,

Приятно видеть столь многих из вас, присутствующих здесь сегодня на этом важном и очень своевременном круглом столе, который проходит при поддержке системы Организации Объединенных Наций в Кыргызстане (ООН), включая Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), для обсуждения некоторых находящихся в настоящее время на рассмотрении законодательных инициатив. .

Поскольку это мое пятое публичное выступление от имени системы ООН в Кыргызстане по данным законопроектам, начиная  с ноября 2022 года, ранее я уже озвучивала наши коллективные технические комментарии и рекомендации.  В связи с этим,  позвольте мне начать сегодняшнее выступление с четкого заявления: Организация Объединенных Наций в Кыргызской Республике серьезно обеспокоена многочисленными положениями, содержащимися, в частности, в проекте Закона «О средствах массовой информации» и в проекте Закона «Об иностранных представителях».

Мы серьезно обеспокоены не только тем, что оба законопроекта не будут соответствовать обязательствам Кыргызстана по различным международным конвенциям в сфере  прав человека, которые страна подписала и о которых я подробно рассказывала на предыдущих круглых столах. И это, к сожалению, в то время, когда Кыргызстан мог бы быть образцом для подражания для других стран региона и всего мира в качестве члена Совета ООН по правам человека. Мы также серьезно обеспокоены из-за того, что эти законопроекты, если они будут приняты и вступят в силу, рискуют подорвать достижение Целей устойчивого развития в Кыргызстане или, другими словами, национальные приоритеты развития Кыргызстана, закрепленные в Конституции, а также в политических и стратегических документах по национальному развитию.. А вместе с тем, в случае принятия, эти Законы окажут плохую услугу 7 миллионам кыргызстанцев, обманув их стремления и надежду о  лучшей жизни и лучшем будущем.

Позвольте мне остановиться на этом конкретном аспекте:

Генеральный секретарь ООН в своем “Призыве к действиям в области прав человека” в феврале 2020 года очень четко заявил, что «общество сильнее и устойчивее, когда женщины и мужчины могут играть значимую роль в политической, экономической и социальной жизни, способствуя выработке политики, которая влияет на их жизнь, в том числе посредством доступа к информации, участия в диалоге, выражения несогласия и объединения для выражения своих взглядов».

Он сделал акцент на свободе слова и СМИ, свободе объединения, мирных собраний и праве на участие в общественных делах по двум причинам: во-первых, эти права и свободы составляют краеугольный камень демократического общества. Осуществление этих свобод позволяет независимым средствам массовой информации, журналистам и блогерам, а также гражданскому обществу в целом проверять и распространять факты, создавать пространство для обсуждения идей и для того, чтобы те, чьи голоса могут быть не слышны, были услышаны, а также для того, чтобы права наиболее уязвимых членов общества были обеспечены.

А во-вторых, и в четкой связке с первым пунктом, они также составляют краеугольный камень Целей в области устойчивого развития (ЦУР), достижение которых основано, среди прочего, на способности и возможностях всех соответствующих заинтересованных лиц  реализовывать свои задачи и работу.

В Кыргызстане, как и везде, достижение ЦУР, составляющих основу национальных приоритетов развития Кыргызстана, требует не только тесных консультаций с представителями гражданского общества для реагирования на потребности общества, но и во многом зависит от роли гражданского общества в качестве партнеров-исполнителей правительства и его партнеров по развитию при предоставления основных услуг населению.

Для этого необходимо гражданское пространство, пространство, которое позволяет свободно участвовать в общественной жизни для обеспечения устойчивого развития и защиты прав человека.

Ограничения, налагаемые на способность гражданского общества действовать эффективно, окажут отрицательное влияние на реализацию важных программ по развитию внутри страны и на способность правительства эффективно использовать национальные фонды для развития и международное финансирование. Законодательные инициативы, направленные на ограничение возможностей, стигматизацию и маргинализацию организаций гражданского общества или НПО, выборочно или повсеместно, также подорвут их роль в качестве наводчиков мостов к уязвимым слоям населения.

Законодательные предложения, касающиеся СМИ и свободы объединения, если они будут приняты в их нынешнем виде, неизбежно несоразмерно и дискриминационно ограничат гражданское пространство, тем самым отрицательно снизив способность организаций гражданского общества действовать.

Позвольте мне выразить некоторые обеспокоенности Организации Объединенных Наций в Кыргызстане касательно этих двух законопроектов, в частности:

Во-первых, предлагаемый проект Закона «Об иностранных представителях», в случае его принятия, ограничит право на свободу объединения, что может повлечь за собой практические препятствия для реализации некоммерческими организациями проектов развития в Кыргызской Республике.

Предлагаемые в законопроекте новые требования к отчетности, несомненно, будут обременительными для всех НПО, особенно для малых и сельских НПО. Именно на них ложится основная тяжесть работы с наиболее незащищенными слоями населения и в самых отдаленных районах страны.

Кроме того, предлагаемые поправки не дают четкого определения «некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности», а также не дают четкого юридического определения термина «гражданская обязанность». Расплывчатые формулировки представляют очевидный риск для гражданского пространства и потенциально подвергают организации, занимающиеся оказанием услуг, или правозащитные организации произвольному и потенциально несправедливому обращению.

Во-вторых, по поводу проекта Закона «О средствах массовой информации», который в настоящее время находится на рассмотрении Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ (RFoM) и Венецианской комиссии, позвольте напомнить всем нам, что право на свободу выражения мнения и вытекающее из него право на доступ к информации включают в себя право искать, получать и распространять информацию, идеи, концепции и убеждения, невзирая на границы и культуры. Я хотела бы подчеркнуть, что это право включает в себя не только обмен благоприятной информацией, но и информацию, которая может критиковать, шокировать или обидеть.

Механизмы ООН по правам человека неоднократно подчеркивали, что «свободные, плюралистические, не подвергнутые цензуре и работающие беспрепятственно пресса или другие средства массовой информации необходимы в любом обществе для обеспечения осуществления всех прав человека» и «для достижения устойчивого развития».

Дамы и господа,

Внутреннее законодательство, регулирующее основные свободы, должно быть направлено на соблюдение применимых международных принципов и стандартов в области прав человека, включая требование о проведении эффективных и инклюзивных консультаций с гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами в ходе законотворчества; и на создание благоприятной среды для устойчивого развития.

Кыргызская Республика на протяжении многих лет гордится своим международным признанием как демократия, в которой процветают свобода мирных собраний, объединения, конкурентные выборы, право на свободу слова. ООН обеспокоена тем, что усилия по внесению поправок в законы, влияющие на работу организаций гражданского общества и независимых СМИ, могут подорвать эту репутацию и достижения, достигнутые за последние более 30 лет, и отвлечь от всеобъемлющих целей национального развития, содержащихся в Национальной стратегии развития до 2040 года и других важных инструментах государственной политики, в том числе Концепции «Кыргыз Жараны».

Учитывая важный вклад гражданского общества и свободных СМИ в оказание услуг в Кыргызстане и проводимые Правительством реформы, принятие обсуждаемого закона окажет существенное негативное влияние на политические, экономические, социальные и правовые процессы в стране и может серьезно затруднить реализацию программ донорского сотрудничества с Кыргызской Республикой, в том числе в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальные услуги и экономическое развитие, а также в других сферах, где НПО участвуют в качестве партнеров-исполнителей, включая для системы ООН.

В связи с этим сегодня я хотела бы призвать Администрацию Президента и Парламент Кыргызской Республики заслушать и учесть мнения всех заинтересованных сторон, а также провести открытые Парламентские общественные слушания — до обсуждения этих законопроектов самими депутатами.

В этом контексте, позвольте мне еще раз поблагодарить Правительство Кыргызстана за его взаимодействие с региональными и международными правозащитными механизмами, включая с целью получения правовых заключений от БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы. Я бы хотела призвать депутатов принять эти мнения во внимание — в случае с проектом Закона «Об иностранных представителях», а в случае с проектом Закона «О средствах массовой информации» — дождаться такого правового заключения, прежде чем приступить к рассмотрению этих двух конкретных законопроектов — с целью максимального повышения их качества и их соответствия международному праву прав человека.

Система ООН в Кыргызстане готова обсудить эти и другие аспекты с любыми заинтересованными сторонами.

Спасибо.

https://kyrgyzstan.un.org/ru/236030-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BE%D0%BE%D0%BD-%D0%B2-%D0%BA%D1%80-%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%82