Азату Равшану, сыну политика Равшана Джеенбекова, запретили выезд за пределы страны. Он был допрошен в рамках уголовного дела в отношении телеканала Next TV.
Политик считает, что этим решением спецслужбы продолжают оказывать давление на него самого. По этому уголовному делу обвинение предъявлено Равшану Джеенбекову, его младшей сестре, помощнице, а также принадлежащему ему телеканалу и его директору.
ГКНБ пока не комментирует информацию о запрете на выезд из страны сына политика.
Это не первая мера воздействия на политика и его близких. Ранее Равшан Джеенбеков называл политическим преследованием возбуждение уголовного дела в отношении его телеканала Next TV:
— Запретили покидать страну моему сыну, который много лет работает в США. Они ломают голову и не знают, на кого повесить социальные медиа телеканала. Потому что директор телеканала не имеет отношения к социальным медиа. Я был оппозиционером для всех президентов. Наши политики привыкли преследовать друг друга. Почему я говорю, что впервые вижу власти с таким низким уровнем? Впервые вижу, как они сталкивают семьи друг с другом, преследуют членов семей, передают друг другу информацию и такую жестокость спецслужб, переходящую на детей, родственников и помощников. Я считаю, что это их суть. Даже не скрываются, приходят и стоят напротив дома. Потом доносят: то записали, это знаем… Худе всего то, что завтра это к ним вернется.
Уголовные дела, связывающие родственников Джеенбекова
Сейчас покидать страну запрещено Равшану Джеенбекову, его сыну Азату Равшану, младшей сестре и помощнице.
Политику предъявлено обвинение по девяти статьям, ему вменяют организацию массовых беспорядков селе Кой-Таш в 2019 году, захват в плен и препятствование следствию.
Его сестру Миру Джеенбекову сняли с должности судьи Первомайского районного суда Бишкека после того, как в апреле 2021 года против нее возбудили уголовное дело по статье «Незаконное обогащение».
Позднее статью поменяли на «Легализацию незаконных доходов», а в феврале этого года изменили на статью «Коррупция» УК КР.
ГКНБ также возбудил уголовное дело в отношении помощницы политика Айсулуу Кудайбердиевой. Ведомство обвиняет ее в незаконном пересечении кыргызско-таджикской границы в 2019 году. Суд по делу Кудайбердиевой прошел в феврале 2022 года.
Напомним, 3 марта текущего года телеканалу Next TV, владельцем которого является Равшан Джеенбеков, предъявили обвинение в «возбуждении расовой, этнической, национальной, религиозной межрегиональной вражды (розни)».
Директора телеканала Таалая Дуйшембиева задержали на два месяца.
Уже 4 марта стало известно о запрете выезжать за пределы страны Азату Равшану, сыну политика. Он побывал на допросе спецслужб по поводу возбужденного уголовного дела в отношении телеканала Next TV.
Джеенбеков считает, что эти дела напрямую связаны с его политической деятельностью. Он предполагает, что скоро, возможно, будет организована новая провокация:
— Все это давление на меня. Попытка изменить мои взгляды. Меня пытаются запугать, как других политиков, перетянуть на свою сторону и, сделав подхалимом, убрать из политики. Я предполагаю, что есть две-три причины преследовать меня. Первое – мои взгляды совсем не совпадают с их мнением. Свободные СМИ, основанные мною, доносят до народа объективную и разностороннюю информацию. Систематически освещают все неправильные действия властей.
Спецслужбы и руководство страны не отвечают на обвинения политика. ГКНБ пока не комментировал обвинения со стороны Равшана Джеенбекова.
Свое мнение о возбужденном уголовном деле против телеканала Next TV озвучил Эрбол Султанбаев, пресс-секретарь президента Садыра Жапарова:
— Необходимо избегать распространения ложной информации на частных телеканалах, ссылаясь «на источники в Интернете», которые могут способствовать обострению ситуации между государствами. В случае последующего законного расследования вы заявляете, что начали ограничивать свободу слова. Свобода слова в нашей стране была и будет. Ее никто не ограничивает. Однако важно помнить, что недопустимо распространять ложную информацию, прикрываясь свободой слова, на частных телеканалах или других ресурсах. Прежде чем распространять какую-либо подозрительную информацию о Кыргызстане, обратитесь к официальным источникам, где вы сможете получить ответ на свой вопрос.
Один из последних двух с половиной лет Равшан Джеенбеков провел в СИЗО. Обвинение по кой-ташским событиям ему предъявили еще во время президентства Сооронбая Жээнбекова, в декабре 2020-го его заключили под стражу.
5 августа 2021 года его снова водворили в СИЗО №1 за «нарушение условий домашнего ареста». Его освободили из-под стражи по нормам нового Уголовно-процессуального кодекса, который вступил в силу 27 декабря 2021 года.
Если уголовные дела в отношении Джеенбекова и его близких заведены по тем же обвинениям, как и против телеканала, то есть все основания считать это преследованием. Такого мнения придерживается Чолпон Джакупова, руководитель правовой клиники «Адилет», защищающей права 11 допрошенных журналистов телеканала Next TV:
— Я могу сказать, что по уголовному делу, которое мы ведем, действия правоохранительных органов незаконны. Дело сфабриковано. Было бы по-другому, если другие уголовные дела рассматривались так же, как и дело в отношении телеканала Next TV. У нас было три революции. К сожалению, судебная и правоохранительная системы действуют так же, как действовали и раньше.
Каныбек Осмоналиев, политический деятель и ученый, считает: прежде чем бить тревогу о политическом гонении, нужно доказать свою невиновность на законных основаниях:
— В различных судебных делах у следствия или прокуратуры есть конкретные обвинения. Значит, обвиняемый заявляет о своей позиции. Это законное право обеих сторон. По моему мнению, прежде чем бить тревогу, надо нанять сильных адвокатов и оправдать себя. Я это говорю как человек, который дважды проходил через подобное. Я боролся на законных основаниях и смог добиться оправдания. Я посоветовал бы Равшану мырзе рассказать обо всех обстоятельствах дела, тогда народ сам разберется.
Во время президентских выборов 2020 года политик Равшан Джеенбеков был оппонентом действующего президента Садыра Жапарова. В парламентских выборах, прошедших в ноябре 2021 года, Равшан Джеенбеков баллотировался от Ленинского одномандатного округа Бишкека, находясь в заключении. Центризбирком зарегистрировал его в качестве кандидата, но суд отказался выпускать его для проведения агитационной кампании.
Карьера Равшана Дженбеекова началась в конце 90-х, в годы президентства Аскара Акаева. В возрасте 30 лет он был назначен главой Государственного комитета по управлению государственным имуществом. В 2005 году он не признал итоги февральских выборов, где победил кандидат, поддерживаемый властями. Политик полностью перешел в оппозицию и стал активным участником «тюльпановой революции».
После прихода в 2005 году к власти Курманбека Бакиева он два года служил послом КР в Малайзии. Потом вновь перешел в оппозицию и выехал в США. В Кыргызстан вернулся в 2010 году, после апрельской революции, и избрался депутатом парламента в рядах партии «Ата Мекен».