Помните идею Государственного комитета информационных технологий и связи брать со всех 100 сомов за регистрацию телефона? На прошлой неделе под видом борьбы с контрабандой и кражей телефонов нам предоставили проект нового закона. Думаете, власти позаботились о кыргызстанцах? Отнюдь!
Согласно новому проекту закона, при ввозе нового мобильного устройства теперь нужно будет заплатить государству за регистрацию уже не 100, а 700 (!) сомов.
Причем платить придется каждый раз при смене телефона. Ведь IMEI-код телефона будет привязан к сим-карте. К тому же исполнение закона могут отдать частной компании, которая получит доступ к базе данных всех мобильных устройств в Кыргызстане.
Условия ужесточили
Первую попытку ввести дополнительный платеж Госкомитет информационных технологий и связи предпринял в 2018 году. Тогда он вынес на обсуждение проект, согласно которому планировалось «собирать дань» с каждого владельца мобильного телефона. Но под давлением общественного мнения проект был отозван инициатором.
Проект ушел на доработку в аппарат правительства и с тех пор о нем никто ничего не слышал. Пока…
10 декабря 2021 года на общественное обсуждение специалистами Министерства цифрового развития был вынесен проект постановления кабинета министров «О вопросах идентификации мобильных устройств связи, а также устройств, используемых для передачи данных».
Можно было бы подумать, что новый проект разработан с учетом исправления всех недочетов, озвученных общественностью двумя годами ранее. Он предусматривает стопроцентный таможенный контроль при ввозе телефонов, позволяет выполнить госзадачи по сокращению теневого сектора экономики и повышению сбора налогов. Но в реальности, к сожалению, стало только хуже.
С «министерского» на понятный
А теперь то, о чем чиновники предпочли умолчать. После окончания небольшого переходного периода не только импортеров, но и физических лиц обяжут платить за каждый новый мобильный телефон или даже смену номера 700 сомов. Именно так следует из текста предлагаемого проекта.
Как бы не утверждали обратное сторонники нововведения, эта сумма неизбежно ляжет на плечи простых покупателей. Кто-нибудь может привести пример, когда при увеличении закупочной цены, допустим, на ГСМ, нефтетрейдеры не повысили отпускные цены? Любой дополнительный сбор будет оплачен за наш счет.
Теперь любой телефон дороже 3 тысяч сомов будет облагаться дополнительной платой.
Государство обяжет платить обычных граждан. Это коснется даже тех, кто для экономии решит купить телефон за границей и привезти его домой. Это как проставиться перед государством за свой новый телефон и выплатить ему «суйунчу» в размере 700 сомов.
Если вы захотите сменить номер, передать телефон детям, продать телефон с рук, то придется платить. Нужно будет сначала отвязать старый номер, привязать новый номер и заплатить 700 сомов еще раз. Ведь в проекте закона заложено правило о привязке IMEI-телефона к используемой вами сим-карте. В противном случае связь будет заблокирована.
Получается, государство решило брать деньги с граждан за возможность по своему усмотрению распоряжаться собственным телефоном?
Процедуру регистрации будет проводить государство, которое должно создать сеть пунктов для обработки заявок и портал, достаточные для обслуживания более шести миллионов граждан нашей страны. Но на сегодня даже почтовые отделения есть не в каждом населенном пункте. Все вспомнили многочасовые очереди за справками? А жители отдаленных регионов вынуждены будут проделать многочасовой путь для того, чтобы как-то попасть в эту очередь.
Не указано, что делать людям, у которых IMEI-коды телефонов совпадают. А это, к сожалению, до сих пор возможно, так как ранее IMEI телефонов со стороны государства не контролировались.
Как чайник становится телефоном
Самое веселое, что новшества чиновников коснутся не только телефонов. Они могут обязать платить, например… за «умный» чайник. Ведь в законопроекте так и не появилось определение того, что министерство считает «устройством, используемым для передачи данных». Любые устройства, в которые можно вставить сим-карту?
По логике власти это могут быть чайники, сигнализация, ноутбуки, часы, роутеры, электросчетчики и даже банкоматы.
По новому закону платить мы будем за все устройства, в которые можно вставить сим-карту. В условиях развития современных технологий, когда во всем мире только усиливается распространение элементов «умного» дома, кыргызстанцы в ближайшем будущем станут платить государству дополнительные деньги за каждое устройство, которое может потреблять интернет.
Тайное может стать слитым
Настораживает еще один момент. Исполнение инициативы отдают сторонней частной компании. Она будет иметь доступ ко всем спискам устройств, находящихся в обращении в Кыргызстане, а также привязанным номерам абонентов.
Почему это не делает государство? Зачем в этом процессе лишнее звено?
По замыслу Министерства цифрового развития получается, что государственный контроль за корректной работой таможни нужно отдать в чужие частные руки? Наличие третьего лица в этой схеме очень напоминает начало громких скандалов с утечкой персональных данных пользователей банков и социальных сетей последних лет.
Планируется создание с нуля целой компании с новым штатом высококвалифицированных сотрудников, с организацией новых дорогостоящих систем хранения данных, еще более сложных систем информационной безопасности, зарплатами, зданиями и прочими издержками.
Мобильные операторы и поставщики телефонов тоже потратят немалые деньги на обновление своего оборудования, чтобы потом присоединиться к системам этой новой компании.
Колоссальные трудозатраты, масштабы и деньги для всех участников процесса. Как вы думаете, кто за это в итоге заплатит, когда все эти затраты включат в розничную стоимость телефонов?
Ни в проекте, ни в справке-обосновании не приведено никаких аргументов тому, почему государство не может самостоятельно заниматься проверкой устройств при ввозе в страну. Проектом даже не рассматривается возможность привлечения государством подрядчика или подконтрольной наемной организации. Сразу же законодательно закреплен новый участник схемы — оператор идентификации. Министерство цифрового развития снимает с себя ответственность за цифровое развитие?
Как хорошо все начиналось…
Очевидно, что когда-то государство ставило перед собой вполне правильную задачу — в полном объеме собирать налоги с ввезенных в страну телефонов и не допускать контрабанды. Сегодня разница между данными таможни и агентства связи о стоимости импортированных телефонов исчисляется миллиардами сомов.
Выпадения из госбюджета действительно значительные.
Но почему вместо установления надлежащего контроля за ввозом телефонов на границе и цифровизации этого процесса государством мы, законопослушные граждане, купившие свои телефоны в официальных торговых точках, открыто действующих на территории страны, должны дополнительно оплачивать реализацию государственного контроля за свой счет?
Государство должно самостоятельно обеспечить такой уровень контроля, чтобы принципиально отсутствовала любая возможность нелегально завести контрафактный или контрабандный товар. За это мы и платим налоги.
Еще одной из основных целей проекта была борьба с кражей телефонов. Но, по информации правоохранительных органов, на сегодня даже телефоны, защищенные новейшими механизмами блокировки на случай кражи, все равно воруют на запчасти.
И еще один простой факт из кыргызской реальности: каждый второй знает, куда нужно идти за перепрошивкой телефона или дешевыми запчастями.
А ведь в действующем законодательстве уже есть соответствующие статьи, предусматривающие прямой запрет на перепрошивку телефона. Это значит, что предусмотрены четкие мероприятия по борьбе со злоумышленниками, реализацию которых обязаны обеспечить органы правопорядка.
Понятно, что и покупатели, и производители телефонов напрямую заинтересованы в том, чтобы в Кыргызстане не было контрафакта, чтобы любой телефон был безопасен, экологичен и проработал долгие годы. Но обеспечиваться это должно государством в момент ввоза в страну — до появления аппарата на прилавке.
Если основная задача кабмина — увеличить собираемость налогов и сборов путем учета каждого ввозимого телефона, почему создается впечатление, что есть сопутствующая подзадача еще и подзаработать с каждого телефона за счет конечного потребителя?
С Новым годом, Кыргызстан!
В Кыргызстане продолжает сохраняться один из самых высоких уровней инфляции среди стран ЕАЭС. Прогнозируют увеличение показателя инфляции по итогам 2021 года до 11,5 процента.
Лавинообразное повышение цен происходит на самые насущные продукты потребления.
Осознавая тяжесть положения народа, президент лично участвует в сдерживании роста цен и сохранении благосостояния граждан. Но в этот сложный период кабинет министров почему-то принимает совершенно странные решения… Как иначе объяснить такое «улучшение» проекта, не поддержанного общественностью? Чем в принципе оправдано решение брать деньги за пользование телефоном, которое в семь раз выше первоначального проекта?
Лоббисты законопроекта рассказывают про сплошные преимущества от его реализации. Но их слова почему-то так традиционно расходятся с текстом опубликованных министерством документов.