Поправки в закон о телевидении и радиовещании, касающиеся изменений в части рынка телевизионной рекламы, направлены на подпись Президенту КР.
Напомним, что в первом чтении законопроект, разработанный в связи с переходом на цифровое вещание в консенсусе с медиа рынком, был принят 15 июня 2016 года. Согласно международному соглашению «Женева-2006» в Кыргызстане аналоговое телевещание будет отключено 15 мая 2017 года. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Законы «Об электрической и почтовой связи», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», «О телевидении и радиовещании») был инициирован депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Омуркуловым И.Ш., Бекешевым Д.Д., Никитенко Н.В.
Принятый в первом чтении документ содержал нормы по разделению контентного и технического регулирования, введения упрощенной системы получения разрешений для телерадиоорганизаций, поэтапному переходу к вещанию на государственном языке. Кроме того, предусматривалось облегчение требований к объему собственного производства и переход на контент отечественного производства, что должно было привести к росту продакшн индустрии в Кыргызстане.
В конце ноября 2016 года ко второму чтению отдельными депутатами Жогорку Кенеша (Бокоев К.С., Омурбекова А.С., Мавлянова М.Э.) были внесены поправки, которые существенно меняют всю концепцию законопроекта, принятого в первом чтении. В ходе парламентских слушаний, основное обсуждение развернулось вокруг статей о рекламе (ст.32) и создании контента на госязыке (ст.8). Согласно ст.32 «запрещается реклама на иностранных телеканалах, а также телеканалах, ретранслирующих на территории Кыргызской Республики телевизионную продукцию иностранных телеканалов, за исключением случаев:
1) ретрансляции цифрового вещания иностранных телеканалов в рамках социального пакета на основании международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика. При этом, размещение рекламы допускается лишь в объемах, необходимых для покрытия расходов на ретрансляцию продукции данного иностранного телеканала в рамках социального пакета;
2) частичной ретрансляции телерадиоорганизациями вещания иностранных телеканалов с соблюдением требований ст.8 настоящего закона в ежедневном эфире данного телеканала».
Согласно той версии законопроекта ст.8 в общем объеме ежедневной сетки вещания не менее 50% программ и передач должны состоять из отечественного продукта, не менее 50% вещания должно вестись на государственном языке. В законе конкретизировалось, что это правило обязательно к исполнению, в том числе при распространении иностранных телеканалов, как в эфирном вещании отечественными телерадиоканалами, так и в кабельных сетях, предоставляющих услугу просмотра ТВ посредством кабеля, IP, интернет ТВ, спутниковой связи.
Стоит отметить, что норма, предусмотренная статьей 32 (разрешение на размещение рекламы в отдельных иностранных телеканалах), имеет своей целью позволить покрывать расходы РПО РМТР АО «Кыргызтелеком» на ретрансляцию программ иностранных телеканалов («Первый канал») за счет размещения рекламы. Дело в том, что на сегодня ретрансляция телевизионных программ ЗАО «Первый канал» производится на основе межправительственного соглашения о содействии в распространении телепрограмм между Кыргызстаном и Россией от 28 марта 1996 года.
В 2007 году издан указ президента «О вопросах ретрансляции программ «Первого канала. Всемирная сеть», согласно с которым создано совместное предприятие «Первый канал. Кыргызстан». С кыргызской стороны учредителем совместного предприятия выступает ОТРК, которое ежегодно тратит из своего бюджета около 70 млн сомов на расходы для оплаты РПО РМТР АО «Кыргызтелеком» для доставки сигнала программ «Первого канала. Всемирная сеть». Несмотря на то, что действующее законодательство не исключает возможности размещать рекламу на «Первом канале», ОТРК следуя негласной договоренности среди телеканалов, не размещает на нем рекламу, оплачивая расходы за сигнал иностранного телеканала из своего бюджета.
7 февраля 2017 года комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша Кыргызстана совместно с Министерством культуры, информации и туризма Кыргызстана провел парламентские слушания по обсуждению законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Законы «Об электрической и почтовой связи», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», «О телевидении и радиовещании»).
В ходе парламентских слушаний, по статье 8 законопроекта касательно госязыка и создания собственного контента, было высказано мнение со стороны некоторых местных вещателей, что норма должна внедряться немедленно. Однако в этом вопросе мнения телекомпаний не сходятся, поскольку другая часть вещателей считает, что должен быть поэтапный переход по исполнению этой нормы. Стоит отметить, что норма де-юре действует с 2008 года, когда был принят закон о телевидении и радиовещании. И до сих пор, несмотря на то, что норма не исполняется, государство не лишило лицензии ни одно СМИ.
В то же время, как частные, так и государственные телеканалы объединились во мнении, выразив крайнюю озабоченность в связи со снятием негласной договоренности о неиспользовании рекламы на «Первом канале» путем введения статьи 32, касающейся разрешения на размещение рекламы отдельными иностранными телеканалами в соцпакете. Телеканалы опасаются, что рекламодатели уйдут на «Первый канал», в связи с чем местные телерадиоорганизации будут лишены возможности развиваться и создавать собственный контент.
В итоге слушаний, было решено создать парламентскую рабочую группу с привлечением медиа экспертов для выработки согласованного варианта этой нормы, принимая во внимание мнения местных телекомпаний. В ходе рабочей группы нормы были переформулированы с участием медиа-экспертов. Согласно обновленной версии ст.8 исключается необходимость исполнения нормы при распространении иностранных телеканалов в тех случаях, когда не размещается реклама.
Что касается разрешения на размещение рекламы отдельным иностранным телеканалам, действующим на основе международных договоров (ст.32), то в рамках рабочей группы было предложено указать о том, что пределы допускаемых объемов рекламы будут определяться Правительством КР. Обновленная норма звучит следующим образом: «размещение рекламы допускается в объемах, определяемых Правительством Кыргызской Республики, для покрытия расходов на распространение телеканалов на территории Кыргызской Республики в рамках социального пакета, утверждаемого Правительством Кыргызской Республики».
Также был вариант о полном исключении этой нормы из ст.32. Однако депутаты, участвующие в рабочей группе приняли решение оставить норму в ст.32 с указанием полномочий Правительства КР по определению объемов допустимой рекламы для данных, по сути, особенных телеканалов. 9 марта 2017 года проект закона был принят депутатами во втором чтении, а 30 марта рассмотрен Жогорку Кенешем в третьем чтении.
Согласно регламенту парламента, после рассмотрения и принятия законопроекта в трех чтениях закон считается принятым Жогорку Кенешем. Окончательный текст принятого закона на государственном и официальном языках в течение 14 календарных дней направляется Президенту для подписания и опубликования. По информации сайта www.kenesh.kg принятый закон направлен на подпись 11 апреля 2017 года.
С движением по закону можно ознакомиться здесь.