Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Госкомитет нацбезопасности КР опубликовал для общественного обсуждения пакет поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, Законы КР «Об оперативно-разыскной деятельности», «О контрразведывательной деятельности» и «О лицензионно-разрешительной системе КР», согласно которым операторы будут обязаны передавать данные, а в случае ЧП смогут отключать отдельные устройства.

Что предлагается?

Пакет поправок предусматривает обновление терминологии, исключение устаревших понятий и закрепление современных норм взаимодействия государственных органов с операторами телекоммуникаций.

Проектом предлагается уточнить права и обязанности операторов телекоммуникаций, обязав их предоставлять данные по запросу уполномоченных органов, обеспечивать технические возможности для проведения оперативных мероприятий и предоставлять доступ к цифровым системам в рамках закона.

Законопроект вводит правовой механизм, позволяющий в условиях вооруженного конфликта или чрезвычайного положения временно приостанавливать оказание телекоммуникационных услуг для отдельных мобильных устройств, представляющих угрозу нацбезопасности.

Из перечня лицензируемых видов деятельности исключается пункт, касающийся идентификации международных кодов мобильных устройств.

Законом предлагается закрепить:

  • обязанности операторов предоставлять информацию о пользователях;
  • обеспечивать программно-технические возможности для проведения оперативных и контрразведывательных мероприятий;
  • давать доступ к базам данных и цифровым системам;
  • взаимодействовать с уполномоченными органами в порядке, установленном кабмином.

Предлагается норма, предусматривающая необходимость ведения порядка учета и списания специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации — СТС. Ведение централизованного учета СТС является необходимым условием законности и прозрачности оперативно-разыскной деятельности.

Для чего это делается?

Как указывает ГКНБ, одним из ключевых факторов, обусловивших необходимость разработки настоящего законопроекта, стало вступление в силу Цифрового кодекса КР – системообразующего правового акта, пришедшего на смену устаревшим и фрагментированным законам в области телекоммуникаций и цифровых технологий.

Кроме того, ГКНБ считает, что расширение цифровых возможностей неизбежно сопровождается ростом угроз. Преступные группировки активно используют цифровые технологии: для маскировки коммуникаций, удаленного управления преступной деятельностью, координации транснациональных преступных сетей, кибератак, экстремизма, незаконной торговли и кибершпионажа.

Телефоны, планшеты и иные мобильные устройства становятся инструментами вмешательства в критически важную инфраструктуру, особенно в условиях кризисов и военных конфликтов. Методы оперативно-разыскной и контрразведывательной деятельности не могут оставаться неизменными в условиях такой технологической динамики. Требуется постоянная адаптация, внедрение новых технических решений, а также обновление нормативной правовой базы.

Централизованный учет СТС обеспечивает контроль за поступлением, хранением, использованием и списанием таких средств, исключает их несанкционированный оборот, утрату или применение в обход установленного порядка. Данный механизм создает дополнительный уровень ответственности должностных лиц, позволяя фиксировать каждый этап обращения со средствами и тем самым предотвращать злоупотребления.

При этом ГКНБ ссылается на особое значение соблюдения прав и свобод человека, поскольку СТС прямо затрагивают сферу частной жизни и тайны коммуникаций, защищенных Конституцией КР и международными договорами.

«Четкая система учета снижает риск незаконного вмешательства в личную жизнь граждан, обеспечивает соразмерность применения таких средств задачам правопорядка и гарантирует, что использование СТС будет происходить только на законных основаниях и под надлежащим контролем», — указано в справке-обосновании.

https://kaktus.media/534647