Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В новом проекте Конституции содержатся положения, предполагающие значительное вмешательство государства в деятельность неправительственных организаций. К такому выводу пришли в ОФ «Правовая клиника «Адилет» по итогам анализа документа, который недавно был представлен на общественное обсуждение.

По словам юристов, частью 4 статьи 8 проекта Конституции предлагается установить, что политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности.

Отмечается, что данное положение является инициативой членов Конституционного совещания, при этом в первоначальном проекте Конституции, опубликованном 17 ноября 2020 г., подобная норма отсутствовала.

«Предлагаемое дополнение фактически дублирует концепцию проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Законы Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»), — говорится в заявлении ОФ. — Данный законопроект был инициирован 31 декабря 2019 года группой депутатов во главе с Б. Райымкуловым и направлен на установление дополнительной отчетности для некоммерческих организаций, включая необходимость предоставления информации о своей служебной деятельности, об источниках доходов, расходах, численности и составе работников, об оплате их труда.»

«Адилет» напоминает, что гражданское общество Кыргызстана выступило с резкой критикой указанного законопроекта, поскольку он содержит «несоразмерные и необоснованные ограничения фундаментальных прав человека на свободу объединения, а также дискриминационные положения в отношении отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций».

По мнению экспертов, внесение указанных изменений в проект Конституции позволит устанавливать на законодательном уровне дополнительные механизмы государственного контроля за деятельностью политических партий и других общественных объединений.

«Представляется неясным, какими объективными причинами обусловлен выбор именно указанных форм юридических лиц из их большого количества, — недоумевают юристы. — Неизвестно, почему аналогичные требования о прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности не предъявляются к государственным органам и предприятиям, банкам, финансовым институтам, коммерческим организациям и иным хозяйствующим субъектам».

Исходя из формулировки упомянутого положения, отмечают эксперты, в данном случае речь идет не только о дополнительной финансовой отчетности, но также о сведениях, касающихся хозяйственной деятельности, что может представлять собой «прямое и несоразмерное вмешательство государства во внутреннюю деятельность организаций с частной формой собственности». Подобное вмешательство может иметь место только в случае нарушения законодательства указанными организациями, но не на систематической основе, считают в ОФ.

Существует большой риск, что в дальнейшем новые обязательства по обеспечению прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, будут использованы органами власти для оказания давления и вмешательства в деятельность политических партий, профессиональных союзов и иных общественных объединений.

Другим негативным аспектом введения данной нормы юристы называют значительное увеличение расходов государственного бюджета, так как для осуществления контроля финансовой и хозяйственной деятельности десятков тысяч некоммерческих организаций потребуются существенные объемы дополнительного финансирования.

«Учитывая, что предлагаемая норма и, в особенности, перспективы ее реализации на практике могут оказать существенное негативное влияние на позиции Кыргызстана на международной арене, включая инвестиционную привлекательность республики, часть 4 статьи 8 проекта Конституции необходимо исключить», — заключают эксперты.

https://kaktus.media/431836