Более двух с половиной месяцев продолжается дело активистов, которые высказывались по вопросу Кемпир-Абадского водохранилища. 22 октября были задержаны 24 человека, еще позже задержали Орозайым Нарматову и Ильгиза Шаменова. Все активисты, за исключением Таланта Эшалиева и Нурлана Асанбекова, которых отпустили под домашний арест, остаются в СИЗО. Среди них шесть женщин:
- Гульнара Джурабаева;
- Рита Карасартова;
- Орозайым Нарматова;
- Асия Сасыкбаева;
- Клара Сооронкулова;
- Перизат Суранова.
У кого-то из них несовершеннолетние дети, кто-то имеет на попечении пожилых родителей или же сами уже в преклонном возрасте. И если в отношении фигурантов других уголовных дел, например, коррупционных, суд принимает более гуманное решение и отпускает их под домашний арест, то эти активистки столкнулись со всей немилостью системы.
Всех их обвиняют в подготовке массовых беспорядков. Чем известны эти активистки? Действительно ли от них исходит серьезная опасность государственному устройству?
Гульнара Джурабаева
9 февраля Джурабаевой исполнится 64 года. Она получила высшее образование на факультете философии КазГУ, окончила аспирантуру МГУ, в разные годы работала в системе образования, в банковской сфере, была членом ЦИК от партии «Ата Мекен». На различных публичных площадках и в СМИ Джурабаева активно высказывалась по вопросам прав человека, выборного процесса, коррупции в госорганах, критиковала власти. В начале 2022 года скончался ее муж, у нее есть единственный сын.
По словам Джурабаевой, в тот период, когда началась «кемпир-абадская кампания», она была занята подготовкой к поминальным мероприятиям своего мужа. Она считает, что поводом для задержания стали ее пост в Facebook и встреча с другими активистами.
«У меня умер муж. Я была занята поминальными мероприятиями. Но следователь даже не учитывает это», — сказала Джурабаева на суде.
Состояние здоровья 64-летней Джурабаевой оставляет желать лучшего. Ее адвокат Бакыт Автандил сообщил, что на суд 23 декабря она не смогла самостоятельно выйти из камеры из-за слабости.
Рита Карасартова
Рите Карасартовой 47 лет, по образованию юрист, родом из Иссык-Кульской области. В начале своей карьеры работала преподавателем в университете, затем экспертом в международных организациях, возглавляла «Институт общественного анализа», была исполнительным директором движения «За конституционное совещание», занималась вопросами судебной реформы, критиковала деятельность спецслужб. Также она баллотировалась на пост омбудсмена, выдвигала свою кандидатуру на президентских выборах. В конце 2019 года была назначена директором Агентства начального профессионального образования.
Из-за своей активной правозащитной и публичной деятельности к ней было пристальное внимание. Так, в 2018 году в одном из кафе столицы, где проходили поминки ее мужа, было обнаружено устройство для записи.
Она выступала против соглашения по Кемпир-Абаду. За несколько дней до ареста, 20 октября, она приняла участие во встрече президента с активистами и коротко резюмировала: власти рассказывали сказку.
В СИЗО состояние ее здоровья ухудшилось, у нее воспаление шейных лимфоузлов и проблема с щитовидкой.
Орозайым Нарматова
19 февраля ей исполнится 29 лет. Она родом из Узгенского района Ошской области. В 2013 году окончила колледж в Москве по специальности «бухгалтер-экономист». В 2017 году окончила Джалал-Абадский государственный университет по специальности «журналистика». В Москве занималась предпринимательством.
Несколько лет назад она была активной сторонницей Садыра Жапарова. По ее словам, в 2014 году в соцсетях с ней связался сам Жапаров и заинтересовал ее своей идеей о «Кумторе». Она в рядах молодых активистов партии Жапарова распространяла его книгу, проводила встречи с населением.
В 2017 году в партии Жапарова начались разногласия, и она перешла в «Бутун Кыргызстан». В 2020 году после прихода Жапарова к власти она начала его критиковать, обвиняя в двойных стандартах. В 2021 году от партии «Бутун Кыргызстан» стала депутатом Жогорку Кенеша, но через несколько месяцев ее лишили мандата в рамках уголовного дела о незаконном получении диплома.
Нарматова в соцсетях активно комментировала решения президента, Камчыбека Ташиева. По делу о Кемпир-Абаде ее задержали 27 октября в Москве и доставили в Бишкек. В СИЗО она была в числе тех, кто объявил голодовку, протестуя против судебного беспредела, и на одном из заседаний потеряла сознание.
Асия Сасыкбаева
18 декабря в СИЗО Сасыкбаевой исполнился 71 год, она родилась в Нарынской области. В 1974-м окончила факультет иностранных языков Кыргызского государственного университета по специальности «преподаватель английского языка». У нее двое детей.
Много лет она проработала в системе образования, сотрудничала с международными организациями. С 1993 по 2010 год занимала должность директора международного центра «Интербилим». В октябре 2010-го по списку социалистической партии «Ата Мекен» избрана депутатом Жогорку Кенеша V созыва, была вице-спикером и после завершения парламентской деятельности продолжала участвовать в жизни партии. Как опытный политик, Сасыкбаева критиковала некоторые решения властей. В СИЗО ее хронические болезни обострились.
«Я не могу поверить, что Асия Сасыкбаева в свой 71 год пыталась свергнуть власть», — сомневается депутат Дастан Бекешев в адекватности решения суда.
Перизат Суранова
Сурановой 44 года. Она родом из Баткенской области. Много лет занималась предпринимательством, общественной деятельностью. С 2007 года была членом партии «Замандаш», с 2011-го по 2020-й — член политсовета партии, поднимала проблемы кыргызстанских женщин. Она, как и остальные активисты, выступала против передачи Кемпир-Абадского водохранилища, критиковала Жогорку Кенеш, который в закрытом режиме и ускоренном порядке рассматривал этот вопрос. В соцсетях она, как и все остальные граждане, делилась своим мнением по данному делу. Суранова вошла в комитет по защите Кемпир-Абада и была одной из первых, кого задержали утром 23 октября.
В СИЗО в знак протеста она с другими задержанными держала голодовку, из-за ухудшающегося здоровья мать просила ее остановить голодовку. На одном из заседаний ее пожилая мать упала в обморок.
Клара Сооронкулова
Клара Сооронкулова родилась 18 марта 1969 года в селе Сопу-Коргон Алайского района. По образованию она правовед. Свою карьеру начала преподавателем юридического факультета КНУ, была членом ЦИК. В 2011-2015 годах была судьей Конституционной палаты Верховного суда КР. Она выступала против закона о биометрических данных, в связи с этим парламент отправил ее в отставку. После этого она возобновила преподавательскую деятельность, стала членом исполкома партии «Улуттар Биримдиги», но через год примкнула к движению #REакция. В 2020 году на парламентских выборах возглавила партию «Реформа». Во время октябрьских событий была в числе тех политиков, которые поддерживали кандидатуру Омурбека Бабанова на должность премьер-министра. Приход команды Садыра Жапарова она называла силовым захватом власти. Критиковала решения новых властей, Конституционную реформу и другое.
Одно из них — соглашение по границе с Узбекистаном, согласно которому Кемпир-Абадское водохранилище переходит Узбекистану.
У нее четверо детей — три взрослые дочери и 11-летний сын. 28 октября она поздравила сына с днем рождения письмом из СИЗО.