Новый предлагаемый вариант флага Кыргызстана.
В Кыргызстане подписывают петицию против изменения флага страны.
Авторы отмечают, что этот символ является частью исторического и культурного наследия Кыргызстана. Флаг был утвержден 3 марта 1992 года и с тех пор остается неизменным. В петиции говорится, что менять флаг – значит отказываться от частички своей истории, своего прошлого.
Возмущенные кыргызстанцы атакуют соцсети Садыра Жапарова из-за изменения флага с требованием этого не делать. Но президент пока никак на это не реагирует, хотя ранее говорил, что поддерживает идею изменения госсимволики.
А вот кабинет министров уже дал свое заключение по законопроекту, предполагающему изменение государственного флага Кыргызстана. И он не против принятия закона с учетом предложений.
Дизайнеры и искусствоведы поделились с Kaktus.media своими предложениями, которые стоило бы учесть при изменении главной символики страны.
Эстетика, семантика и брендирование
Дизайнер и арт-директор студии MOZGAMI Branding Agency Кадыр Батырканов сообщил, что рисунок нового предлагаемого флага технически некачественный.
«Любой, даже неопытный дизайнер это может увидеть и понять, что на нем много ошибок. Добавили палочку для тундука, но общий силуэт стал более тонким. И чем тоньше линии, тем больше вероятности, что он не пропечатается, когда начнут изготавливать печати, значки или наносить на мелкие детали. Эстетическая часть рисунка вообще не продумана, то есть эстетика нулевая», — говорит он.
Что касается ассоциаций, то и тут они негативные у населения.
«Существует понятие как «древний мозг», который отвечает за ассоциативное восприятие. Рисунок на новом флаге уже сравнивают с калиткой, ошейником и еще чем-то острым. Потому что лучи солнца выглядят как острые палочки. А когда человек видит острый край, он подсознательно воспринимает это негативно, так как испытывает дискомфорт, боясь уколоться и получить повреждение. С этим тоже связана негативная реакция общественности. Я уверен, что этот рисунок не разрабатывали художники или дизайнеры», — отметил Батырканов.
По словам дизайнера, есть и духовная составляющая, которая для кыргызстанцев играет не последнюю роль. Необходимо обращать внимание и на семантические ассоциации.
Отметим, что на флаге Кыргызстана изображен тундук кыргызской юрты красного цвета, символизирующий единство, дружбу и отчизну. А 40 расходящихся лучей золотистого цвета означают объединение 40 древних племен в единый Кыргызстан. На новом предлагаемом флаге лучи располагаются отдельно.
Семантически это большая ошибка. Зачем их разбивать на кусочки? Как это ни печально, но у нас в стране до сих пор существует трайбализм, и новый вариант флага это как-будто описывает.
Кроме того, менять флаг без веских на то оснований неправильно и с точки зрения брендинга.
«Чтобы изменить знак брендирования, нужно изменить позиционирование. То есть это либо какое-то качественное изменение, либо репозиционирование. Так принято даже в крупных компаниях. Например, компания BMW немного видоизменила логотип, когда начала производить электрические автомобили. С чем связано изменение флага целой страны? Я понимаю, если бы за год не умер ни один ребенок, или мы все пенсии выплатили, или территориально все укрепили, или закрыли все внешние долги и сказали, что теперь будем жить под новым флагом, потому времена прошли. Но нет никакой конкретной причины для этого», — подчеркнул арт-директор MOZGAMI Branding Agency.
Батырканов отметил, что большинство кыргызстанцев не понимают, для чего меняют флаг и это их очень сильно раздражает.
«Объяснение депутатов, что флаг похож на подсолнух, — это придуманная вещь. Чем плох подсолнух? Нет четкого объяснения, зачем мы это делаем. Это же не детский сад. Изображение принадлежит нам. Знак солнца — это наш знак как «народа солнца». В нашем флаге продумано, четко прорисовано. Сколько кыргызстанцев выступали под этим флагом, покоряли вершины, поднимая его. Хорошо, решили поменять флаг, сделайте из этого событие масштаба страны. Сделайте общий конкурс, позовите народных художников, дизайнеров, людей, которые хоть какое-то отношение имеют к этому. Проведите общее открытое голосование, создайте лендинг, где люди следили бы за процессом. Пусть все ощутят причастность к этому событию, и вот тогда, может быть, народ заинтересовался бы этой идеей», — считает он.
Дизайнер заключил, что не логотип формирует бренд, а бренд формирует логотип. И если кто-то хочет самоутвердиться таким способом, то для этого есть много других сфер и способов. Не стоит трогать базовое изображение, войти в историю можно, улучшив жизнь населения.
Дизайнер, нарисовавший сомы и кыргызский паспорт, Дмитрий Лысогоров тоже считает негодным новый дизайн флага. По его мнению, такие важные решения, как изменение флага, должны принимать специалисты.
«Я не знаю, есть ли художественный совет при правительстве. Но Союз дизайнеров, Союз архитекторов, Союз художников должны дать свою оценку», — отметил он.
Культурное наследие и композиционный строй
Искусствовед, художница и специалистка по сохранению культурного наследия Алтын Капалова отметила, что нынешний флаг Кыргызстана — это хорошая графическая работа профессиональной команды художников. По ее словам, они в 1992 году всем сердцем чувствовали перемены и в тревожное, сложное время верили в будущее Кыргызстана, и это отразилось на изображении, что технически передается через динамику.
«Формальная основа этой подвижности — волнистые лучи. Тут я не могу не сделать отсылку к народным кыргызским узорам, которые наши бабушки и прабабушки витиевато вышивали на ткани, создавали из войлока, вплетали в циновки из камыша, чия. Лучи солнца прорисованы таким образом, что они создают ощущение движения. А движение — это развитие. Другая смысловая отсылка — это солнечный человек из петроглифов Саймалы-Таш. Кыргызстан — солнечная страна, на территории которой на протяжении тысячелетий проживали люди, племена, народности, создавая искусство, которое теперь является нашим культурно-историческим наследием», — напомнила она.
По словам художницы, основа композиции — круг, который несет множество значений.
«Круг — это колесо (прогресс), круговорот воды в природе, циклы жизни, наше жилище (боз үй), защита. Айланайын — мы все знаем это самое теплое слово кыргызского языка, которое произносят любящие нас люди, это готовность помочь другому человеку, разделить чужую боль, жертвовать собой В кыргызской и казахской культурах это слово связывают с древними ритуалами, когда кружились вокруг заболевшего человека», — говорит Капалова.
По ее мнению, хорошую художественную работу пытаются заместить чьим-то сумасбродным желанием, которое уничтожает весь композиционный строй изображения флага.
«Волнистые лучи сейчас меняют на шипы, которые символ чего? Власти? Запретов? Ограждения? БДСМ-игрушек? Сосулек на крышах домов? Замененный элемент никак не сочетается с центральной частью композиции — схематичным изображением түндүка.
Түндүк юрты в солнце — это отличная художественная находка. Түндүк, через который в наш традиционной дом попадают свет и воздух, окружен лучами солнца — в этих лучах несколько символических пластов: этносы проживающие в стране — мы и есть единый народ Кыргызстана, обращение к прошлому и легендам — 40 племен, легенда о кырк кыз — 40 девушек, кырк чоро — 40 соратников Манаса, баланын кыркын чыгаруу — 40 дней после рождения младенца. В предлагаемом варианте флага лучи солнца сделаны крайне несуразно, из-за чего они уничтожают все вышеописанные смыслы. Предлагаемый вариант флага — это отличный пример того, как можно испортить хорошую картину.«, — считает Капалова.
Напомним, в сентябре Нурланбек Шакиев и Улан Примов разработали и внесли на общественное обсуждение законопроект об изменении флага. Советник президента Садыра Жапарова Чолпонбек Абыкеев поддержал инициативу. По мнению главы государства, если новый вариант флага пройдет, «то отныне мы не будем зависимыми». Но он считает правильным немного доработать предложенный депутатами флаг.
Однако граждане выступают против проекта и надеются на то, что его не примут. Пользователи социальных сетей организовали флешмоб с хештегом #неменяйтефлаг.
Один из авторов государственного флага Кыргызстана Бекбосун Жайчыбеков также высказался против кардинального изменения флага и заявил, что не понимает такой необходимости.
При рассмотрении проекта в Жогорку Кенеше ряд депутатов также высказались против. Мирлан Самыйкожо назвал солнце в предлагаемом проекте флага лопухом и украсил столы коллег флагом, чтобы напомнить им, что «с помощью этого флага Кыргызстан стал независимым».
Акбокон Таштанбеков заявил, что проект измененного флага ему напоминает звезду вора в законе, которую представители криминала называют колючкой, и звезду Давида.
Однако в результате обсуждения парламент большинством голосов все же одобрил проект закона в первом чтении.