Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Что произошло?

В УВД Оша допросили оператора «Клоопа» Хамидулло Узакова. В Оше два дня допрашивали сотрудников «Клоопа» по заявлению Руслана Матраимова, брата фигуранта журналистского расследования о коррупции Раима Матраимова. Кроме оператора были допрошены водитель и журналист.

Матраимов написал заявление в милицию на журналистов, посчитав, что они нарушили неприкосновенность его личной жизни и угрожали его безопасности. А все потому, что они 9 января снимали в паре сотен метров от его дома заброшенное здание.

В итоге в УВД начали досудебное производство по статье о нарушении неприкосновенности частной жизни. Теперь следователи должны выяснить, пострадала ли частная жизнь Руслана Матраимова от съемки дома в его районе.

Ранее милиция просила у журналистов показать видео материалы, сделанные 9 января и пообещала отправить в редакцию официальный запрос. Само видео и статья о злополучном заброшенном доме, вероятно, выйдут уже на следующей неделе.

Матраимовы

Руслан Матраимов — управляющий благотворительным фондом Матраимовых «Исмаил ата». Этот фонд, а также Искендер и Раим Матраимовы и их супруги, подали в суд на «Азаттык», «Клооп» и 24.kg. Очередное заседание уже скоро — 20 января.

Семья Матраимовых требует с журналиста Али Токтакунова и вышеупомянутых изданий компенсации на общую сумму в 60 миллионов сомов.

Матраимовы подали в суд на СМИ за расследование о коррупции в таможне и контрабанде. Причем если «Азаттык» и «Клооп» занимались расследованием, то 24.kg просто процитировала некоторые факты из него.

Они утверждают, что информация недостоверна, а их адвокатесса настаивает, что семье политика и экс-зампреда таможни нанесен моральный ущерб.

В расследовании есть документы, открытые данные и свидетельства информаторов о масштабах коррупции и контрабанде, а также связи семьи Матраимовых с главой контрабанды Хабибулой Абдукадыром.

На первом суде по иску Матраимовы требовали запретить упоминание 15 фактов из расследования и рассекретить имена всех журналистов-расследователей, работавших над материалами. Суд отказал им в этом.

Как проходил допрос:

14:45, 11 января

На этом мы заканчиваем трансляцию!

Спасибо, что были с нами в свой выходной и следили за допросами наших сотрудниками. Трансляцию вели Айдай Иргебаева и Бектур Искендер.

14:38, 11 января

Та самая съемка

Ребята обещают доделать материал про заброшенное и вероятно незаконно построенное здание, в паре сотне метров от которого оказался дом Матраимовых. Видео, которое так хотел посмотреть Руслан Матраимов и УВД, выйдет вместе с материалом — скорее всего уже на следующей неделе.

14:35, 11 января

Досудебное производство

Наши журналисты в Оше сообщили, что начато досудебное производство по статье о нарушении неприкосновенности личной жизни. Там им сообщил адвокат.

По словам журналиста Эльдияра Бакирова, никто из допрошенных не проходит обвиняемым или подозреваемым.

Ребята в оптимистичном настроении, потому что они ничего не нарушали и искренне считают, что в УВД с этим разберутся и инцидент на этом будет исчерпан.

14:00, 11 января

Неприкосновенность частной жизни

Нас обвиняют в нарушении неприкосновенности частной жизни. Напоминаем, что ребята снимали заброшенный дом в нескольких сотнях метрах от дома Матраимовых в Оше — и то, снимать им помешали, и ребята ушли снимать улицу Шакирова с дрона. Там вырубили более 500 деревьев.

13:04, 11 января

Допрос журналистов «Клоопа» — это «правовой произвол и злоупотребление»

Организация «Институт медиа-полиси», которая защищает права журналистов, резко осудила допрос журналистов «Клоопа», назвав его правовым произволом и злоупотреблением.

Институт опубликовал целый тред в твиттере, объясняющий это, почитайте его (нажимайте на ответы, чтобы прочитать тред полностью):

MediaPolicyInstitute@MediaKg

Институт Медиа Полиси — Медиапредставитель Акмат Алагушев: Допрос журналистов по делу о якобы нарушении неприкосновенности частной жизни – это правовой произвол и злоупотребление.

Смотреть другие твиты MediaPolicyInstitute

12:59, 11 января

Детали допроса

Допрос Хамидулло начался на полчаса позже назначенного времени. Следователь допрашивал его без разъяснения прав и ответственности, сразу приступил к вопросам о том, что снимали корреспонденты «Клоопа» 9 января возле дома Руслана Матраимова.

Хамидулло рассказал всё, что происходило в тот день, на этом допрос закончился.

Инцидент зарегистрировали в Едином реестре преступлений и проступков (ЕРПП). Что касается дальнейшего развития событий, то возможно либо прекращение дела за отсутствием состава преступления, либо очная ставка с Русланом Матраимовым.

11:58, 11 января

Статус и печать

Юристы сказали, что то, что в повестке нашим коллегам не указаны статус допрашиваемого и нет печати — и это ошибки.

Например, в декабрьской повестке на суд по иску Матраимовых нам указали статус — ответчик. А вот печати в этой повестке тоже не было. Довольно скоро нам должны принести еще одну повестку на суд 20 января (по иску Матраимовых, разумеется). Тогда мы и сравним, будет ли печать там.

11:28, 11 января

Солнце в допросной

А вот как выглядит комната (точнее часть ее) в которой допрашивают нашего коллегу.

11:20, 11 января

Группа поддержки

Поддержать нашего оператора пришли бывшая редакторка «Клоопа», общественная деятельница Акылай Каримова и правозащитница Гулгакы Мамасалиева.

Akylai@dragosha88

Пришли в ГУВД с Гульгакы эже (руководитель Интербилим в Оше) поддержать Хумидулло Узакова, журналист @kloopnews. Его, его коллегу и выделителя вызвали на допрос в качестве свидетеля по заявлению Матраимовых.

Смотреть другие твиты Akylai

11:18, 11 января

Вызвали к 10, запустили позже

Хамидулло Узаков на допросе с адвокатом. Пришли к 10, как и указано в повестке. Но запустили их почти на полчаса позже.

11:16, 11 января

Допрос в качестве кого?

В повестке УВД и следователь Канаев не указали, в качестве кого допрашивают наших сотрудников. Кроме того, на повестке нет печати. Как нам подсказали юристы, ссылаясь на ошибки в документе, журналистам можно было не идти на допрос. По крайней мере такие прецеденты уже были. Например адвокат Замир Жоошев в декабре прошлого года, ссылаясь на ошибки в повестке и ее неинформативность, не пошел на допрос.

11:09, 11 января

Как это было вчера

Почитайте, как вчера допрашивали водителя и журналиста «Клоопа». Мы тоже вели трансляцию.

Первым допросили нашего водителя. Нашли его номер через ГУОБДД, а когда он туда приехал, то забрали в УВД. Человек просто возит журналистов и аппаратуру.

11:05, 11 января

Допрос начался

Оператор Хамидулло Узаков уже на допросе. Он начался в 10, за неявку на допрос, согласно повестке, в УВД доставили бы принудительно.

Главное фото: Оператор Хамидулло Узаков после допроса

По заявлению Матраимова на сотрудников «Клоопа» начато досудебное производство