О том, что предпочитают читать жители Бишкека, как складывается цена того или иного периодического издания, в каких условиях работают киоскеры — читайте в материале BPC.
Корреспонденты BPC опросили реализоторов нескольких столичных газетных киосков, которые обеспечивают население отечественной и зарубежной периодикой.
«На нашей точке наибольшим спросом пользуются развлекательное издание “Супер- Инфо”, “Дело №…”, а также оппозиционное издание “Ачык саясат”». – рассказала BPC Асыл Жумалиева, реализатор газетного киоска, расположенного на пересечении проспекта Чуй и улицы Тоголока Молдо. Кроме того, она отметила, что всегда хорошо покупаются рекламные издания и сканворды. Кроме того, реализатор сказала, что раскупаемость тех или иных изданий напрямую зависит от места расположения киоска. Так, по ее словам, на улице Фучика напротив поликлиники № 1 находится киоск, основными клиентами которого являются медработники, которые с нетерпением ждут новый номер издания «Вестник ЗОЖ».
Киоскеры, ответившие на вопросы BPC, отметили, что сегодня одинаково востребованы как кыргызскоязычные, так и русскоязычные газеты и журналы.
«У нас самым популярным изданием, выходящем на русском языке, является пятничный выпуск “Вечернего Бишкека”. Кроме того, всегда пользуются хорошим спросом “Комсомольская правда в Кыргызстане”, “Московский комсомолец в Кыргызстане” и “Аргументы и факты”», — рассказала ВРС реализатор Айгуль, работающая в киоске на пересечении улиц Токтогула и проспекта Мира. Самыми популярными кыргызскоязычными изданиями, по ее словам, являются «Супер-инфо» и «Ачык саясат».
По словам киоскеров, глянцевыми журналами, стоимость которых нередко достигает 300 сомов, покупатели интересуются редко. Как удалось узнать ВРС, большинство таких изданий остаются нераспроданными в точках реализации.
«Глянцевые журналы покупают преимущественно постоянные читатели. В основном, это молодые бишкекчанки, многие из которых относятся к обеспеченным студенткам. Что же касается женщин постарше, то они предпочитают журналы “Лиза” и “Отдохни”. Мужчины, в свою очередь, делают выбор в пользу автомобильных еженедельников, несмотря на их дороговизну
В целом, как отметили опрошенные реализаторы киосков, молодые кыргызстанцы крайне редко интересуются печатной продукцией, если и приобретают издания, то чаще всего развлекательной направленности: “Супер-инфо”, “Обон”, российскую желтую газету “Жизнь”. Люди среднего возраста охотно раскупают общественно-политические издания. По словам Асыл Жумалиевой, «оппозиционные издания расходятся быстро, особенно среди мужчин». В свою очередь, как отметила реализатор газетного киоска возле Дворца Спорта Перизат Абылаева, отвечая на этот же вопрос, «постоянные покупатели оппозиционных изданий – это мужчины старше сорока лет».
Среди пенсионеров самыми ходовыми являются те издания, в которых есть программа передач. Представители старшего поколения приобретают «Вечерний Бишкек» и «Дело №…».
В продолжение темы реализаторы рассказали о формировании цен на издания. «Мировой финансовый кризис не мог не отразиться на печатной отрасли. Оптовики повышают цены, и реализаторы вынуждены менять свои», — сказала Асыл Жумалиева. По ее словам, конечная цена каждого издания зависит от редакционной политики газеты или журнала, политики Национальной сети распространения прессы «Союзпечать» и самих реализаторов, которые в зависимости от цены газеты накручивают на нее 2-3 сома. Реализаторы, пожелавшие остаться анонимными, рассказали BPC, что киоскеры всегда оценивают внешний вид покупателя, исходя из чего называют цену на то или иное издание. Кроме того, киоскеры сообщили, что устаревшие номера газет продают на 2-3 сома дешевле, а газеты месячной давности сдают в макулатуру.
Как рассказали интервьюируемые, рабочий день киоскера начинается в 6 часов утра и заканчивается не раньше 9 часов вечера. Реализаторы сами определяют график своей работы в вечернее время. Все опрошенные признались в том, что условия работы оставляют желать лучшего: летом в газетном киоске жарко, нет вентиляции, зимой помещение плохо отапливается. Кроме того, вблизи большинства киосков отсутствуют туалеты.
Перизат Абылаева также рассказала, что безопасность киоскерам никто не гарантирует. «Зачастую мы вынуждены ночевать в своих киосках, выполняя одновременно и роль охранника», — сказала Абылаева.
Жумалиева посетовала на некультурных покупателей, которые порой не стесняются в выражениях по поводу цен на те или иные печатные издания. Она добавила, что из личной безопасности старается не конфликтовать с грубиянами.
В свою очередь, как отметила в интервью BPC реализатор газетного киоска напротив здания Ленинского суда, далеко не все бишкекчане могут позволить себе приобрести даже самую дешевую газету ценой в 6-7 сомов.
«Разные попадаются покупатели, однажды иностранцу так понравился календарь, который висел у меня на стене в киоске, что он попросил продать его ему. Когда я ответила, что это не продается, он предложил такую цену, что я не смогла отказаться», — сказала Перизат Абылаева. Опрошенные реализаторы отметили, что они каждый день сталкиваются с иностранными гражданами, которые интересуются местной печатной продукцией.
Чолпон Идирис кызы и Анна Капушенко, стажеры BPC
Источник: http://bpc.kg/news/6435-19-05-09