Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Кыргызская Республика находится в процессе перехода на цифровое телерадиовещание. Сроки окончания цифровизации пока не определены, но вопросов уже накопилось много: от привлечения частных вещателей и населения до идеи предоставления российским госканалам особого статуса в будущем национальном мультиплексе.

С опозданием, но и с оптимизмом

Эпоха аналогового вещания в стране, согласно международному договору «Женева-2006», должна была завершиться еще в середине июня 2015 года, однако — полгода спустя — Кыргызстан еще не перешел на «цифру». Тем не менее, процесс выработки и принятия решений в рамках этого процесса был в числе наиболее демократичных на постсоветском пространстве.

Бремя перехода — и будущие дивиденды от использования новой технологии — разделили между собой государство и бизнес в лице консорциума частных вещателей, получивших в свое распоряжение два цифровых мультиплекса и право построения собственной телевизионной сети. Правительство также занимается развитием собственной вещательной сети для распространения программ бесплатного, или «социального», пакета каналов.

Государственная программа по переходу на цифровое телерадиовещание была принята в Кыргызстане в 2011 году, а осенью 2014 года было запущено тестовое вещание в четырех областях страны. Ключевую роль в реализации проекта играют Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство культуры, информации и туризма, Госагентство связи, ОАО «Кыргызтелком» и ОАО Республиканское производственное объединение радиорелейных магистралей, телевидения и радиовещания (РПО РМТР).

Последние два ведомства занимаются непосредственно строительством сети для распространения цифрового сигнала. Министерства же, среди прочего, отвечали за разработку госпрограммы, формирование «социального» цифрового мультиплекса, а также занимались вопросами перехода на ЦТВ частных каналов. Государственное агентство связи (ГАС) при Правительстве Кыргызстана координирует использование частот с приграничными государствами и сертифицирует ресиверы (set-top boxes), которые необходимы для приема программ, распространяемых в цифровом стандарте, на обычных телевизорах.

Цифры о переходе на «цифру»: сумма неизвестных

В реализации перехода на «цифру» государству помогают международные организации. В их числе фонд «Сорос-Кыргызстан», занимающийся вопросами, связанными с проведением информационной кампании среди населения страны, исследованиями рынка цифрового телерадиовещания, оценкой эффективности предпринимаемых действий и участвует в выработке законодательной базы. Так, по словам Элины Каракуловой, менеджера программы «Свобода информации» фонда, в связи с переходом на цифровое вещание, были внесены поправки в три закона: о лицензировании, о телерадиовещании и об электрической и почтовой связи.

Как говорит Каракулова в комментарии для Digital.Report, Кыргызстан должен быть максимально прозрачным, открытым и привлекательным для инвесторов в вопросах цифровизации, поскольку государству не хватает бюджетных средств для завершения процесса перехода.

По словам Айзады Бурубаевой, начальника управления связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызстана, для отключения аналогового вещания нужно сначала провести мониторинг готовности населения, и только потом подготовить план отключения аналогового вещания. В интервью Digital.Report Бурубаева, в частности, сказала, что план отключения аналогового вещания будет разработан межведомственной рабочей группой к маю 2016 года, но точную дату чиновники пока назвать не могут. Сумма, в которую Кыргызстану обойдется переход на «цифру», тоже не уточняется; отсутствует информация о предполагаемых затратах и в госпрограмме.

Руководитель частной компании «Южная телевизионная сеть» Алмаз Каримов говорит в интервью Digital.Report, что «владельцы частных телеканалов готовы к переходу на цифровое вещание на 10-15 процентов». Одной из причин столь низкой оценки он называет резкий рост курса доллара в последние месяцы. За оборудование необходимо платить в иностранной валюте, а оплату своих услуг телеканалы получают в сомах, национальной валюте Кыргызстана. Если в начале 2015 года доллар стоил 57 сомов, то к концу января 2016 года курс вырос до 75 сомов.

Другой причиной, замедляющей переход частных каналов на «цифру», Каримов считает географические особенности некоторых районов страны — доставка сигнала в горные районы страны требует дополнительных усилий и денежных затрат.

Особый статус для российского вещания

После окончания перехода на цифровой стандарт DVB-T2, в Кыргызстане будет восемь бесплатных каналов «соцпакета», возможность доступа к которым государство обязуется предоставить всем жителям страны. Их перечень уже определен. По словам представителей РПО РМТР, с которыми удалось связаться Digital.Report, конкурса на включение вещателей в государственный цифровой мультиплекс не было. Решение о включении именно этих каналов приняло РПО РМТР, «исходя из актуальности».

Среди восьми каналов, которые регуляторы сочли обязательными к просмотру для кыргызстанцев, есть телеканал «Мир» — русскоязычный канал со штаб-квартирой в Москве и филиалами в девяти странах бывшего СССР, включая Кыргызстан.

Речь идет о «Первом канале» и «РТР-Планета», активно задействованных в продвижении политики Кремля по расширению влияния на страны бывшего Советского Союза. В случае принятия данного предложения, оба канала будут освобождены от соблюдения требований национального законодательства о вещании на кыргызском языке и наличии местного контента в программной сетке.
Межправительственное соглашение будет обсуждаться в парламенте республики, но новость уже вызвала дискуссии как среди политиков страны, так и в социальных сетях. Ряд гражданских активистов в знак протеста поменяли свои юзерпики в Фейсбуке на рисунок с зачеркнутыми логотипами «Первого» и «РТР», а некоторые критики провели публичные акции протеста.

Депутат кыргызского парламента Жанар Акаев считает, что льготы для российских телеканалов не принесут пользы ни с политической, ни и с экономической точки зрения. По его мнению, если парламент подпишет соглашение об «особом статусе», местные телеканалы понесут убытки.

Частный вещатель Алмаз Каримов тоже считает, что федеральные российские каналы могут нанести ущерб местным вещателям, особенно если они будут продавать рекламу в Кыргызстане. «В этом случае, кыргызские телеканалы потеряют рынок», говорит Каримов. Кроме того, продукция «Первого» и «РТР» значительно превосходит по качеству местные масс-медиа, так как российские власти вкладывают в свои каналы несоизмеримо больше ресурсов, чем могут позволить себе государство и частные вещатели в Кыргызстане, добавляет он. И все же, по его мнению, если контент российских телегигантов будут просто ретранслировать без предоставления им возможности размещения рекламы, у местных каналов будет шанс.

Прием цифрового сигнала: «Почем?» или «Зачем?»

Для приема программ в цифровой сети, часть населения — те, чьи телевизоры не оснащены встроенными приемниками — должна будет приобрести дециметровые антенны и ресиверы в виде приставки. Стоимость оборудования варьируется от полутора до пяти тысяч сом (от 20 до 65 долларов США, по курсу на конец января 2016). Оно не производится в Кыргызстане, а экспортируется, в основном, из Китая.

На сегодня, единственный способ контроля качества импортируемых ресиверов — это сертификация товаров в Госагентстве связи. При этом, представитель министерства транспорта и коммуникаций Айзада Бурубаева отметила, что на рынке Кыргызстана имеется некачественная контрафактная продукция. Борьба с ней пока ограничилась рейдом Минстранскома и Госагентства связи, и обсуждениями проблемы в разных ведомствах.

Информационная кампания среди населения дала свои плоды — в Бишкеке, где в тестовом режиме уже запущено эфирное цифровое телевидение, многие владеют общими сведениями о процессе перехода благодаря публикациям в СМИ, интернете и информационным сообщениям в бегущей строке по телевизору. 24-летняя журналист Алтынай знает, что преимуществом «цифры» является более высокое качество телевизионного сигнала и расширенный доступ к телеканалам. Для врача Надежды Алексеевны, 58 лет, это «новая цифровая технология», о деталях которой она пока говорить затрудняется.

Осведомленность пока не приводит граждан к действию — немногие спешат стать абонентами цифрового телевидения. Довольно большая часть городского населения пользуется услугами кабельного телевидения, уже получая широкий выбор каналов, и пока не заинтересованы в приобретении приставок для принятия сигнала цифровых эфирных мультиплексов. Что касается той части населения, которая пока не может приобрести пакеты платного телевидения, то для них покупка приставок пока также не является приоритетом. Уровень бедности в шестимиллионном Кыргызстане, согласно официальной статистике за 2014 год, составляет 30,6%.

Для социально уязвимых слоев населения государство предусматривает механизм поддержки при переходе на цифровое вещание. На выделенные из госбюджета 20 млн. сомов (около 263 тыс. долларов) было закуплено 8 000 цифровых приставок. Их распределят бесплатно среди «особо нуждающихся малообеспеченных семей». Их список будет определяться специальной комиссией, состоящей из представителей местных властей и Министерства социальной защиты.

https://digital.report/kyrgyzstan-digital-switchover-controversies/