Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

По состоянию на июнь 2023 года совокупный (внешний + внутренний) государственный долг Кыргызстана составил $5 млрд 738,6 млн. По сравнению  с августом 2022-го он вырос на $519 млн.

Редакция Kaktus.media решила выяснить, за счет чего и перед кем вырос государственный долг Кыргызстана.

Перед кем вырос внешний долг

С августа 2022-го по июнь 2023 года внешний долг Кыргызстана вырос на $331,7 млн. Больше всего перед следующими кредиторами:

  • Международным валютным фондом — на $123,8 млн;
  • Евразийским банком развития — на $90,7 млн;
  • Азиатским банком развития — на $73,6 млн;
  • Международной ассоциацией развития — $50,26 млн;
  • Азиатским банком инфраструктурных инвестиций — на $14,63 млн.

На данный момент власти, придерживаясь стратегии управления госдолгом Кыргызстана на 2022-2024 годы, намереваются добиться сокращения внешнего долга, но он продолжает расти.

Эксперт в области госфинансов и бюджетной прозрачности Бакытбек Сатыбеков в комментарии Kaktus.media назвал несколько преимуществ внешнего долга. Одно из них — отсутствие давления на бюджет.

Внешний долг — более длинный, и процентные ставки у него низкие. В этом его преимущество. Но он в иностранной валюте, в этом есть риск.

«То есть я считаю, что это нормально — занимать деньги на внешнем рынке. Вопрос, у кого и на каких условиях? Я вот, например, сторонник многосторонних организаций, у которых более-менее прозрачная политика, понятные требования. Это выгоднее, чем брать у стран-кредиторов», — рассказал эксперт.

Что с внутренним долгом

В структуре внутреннего долга стали преобладать государственные казначейские облигации (ГКО), которые выпускаются сроком от двух до десяти лет.

«Сейчас Минфин выпускает долгосрочные облигации, если говорить о внутреннем долге. Потому государственные казначейские векселя, которые до одного года, плохо покупали банки в прошлом году. И в начале этого года», — рассказал Сатыбеков.

Эксперт отметил, что внутренний долг чаще всего покрывается за счет чистых заимствований, или так называемого чистого финансирования.

«Поэтому есть такое понятие, как «чистое финансирование». То есть за счет новых займов должно быть занято больше, чем должно быть выплачено в этом году. И должно быть какое-то превышение. За счет этого увеличивается размер внутреннего долга, но в целом долг сам себя обслуживает», — добавил эксперт.

Среди преимуществ внутреннего долга он отметил отсутствие валютных рисков, девальвации и инфляции. А среди минусов — отсутствие нужного количества требуемых средств на рынке.

Но проблема опять-таки в том, что на внутреннем рынке денег мало. А риски чисто экономические и прочие — велики.

Сдержать рост не получается?

Предельный объем госдолга составляет 70%, следует из стратегии управления государственным долгом на 2022-2024 годы. В Минфине ранее отмечали, что считают его оптимальным.

По состоянию на конец июня 2023 года государственный долг Кыргызстана к ВВП составляет 54%.

В свою очередь в Международном валютном фонде критическим уровнем задолженности считают соотношение госдолга на отметке 60% к ВВП.

«Увеличение с течением времени вышеуказанного показателя означает, что страна может столкнуться с бюджетными проблемами, обслуживая свой долг», — считают в МВФ.

Бакытбек Сатыбеков считает, что говорить о показателе совокупного госдолга к ВВП пока рано. Его оценивают в декабре, поскольку к тому времени уже известно, насколько выросла экономика за год. «Сейчас в текущем моменте — не фатально. Потому что в этом году может серьезно вырасти ВВП», — отметил эксперт.

https://kaktus.media/488737