Жогорку Кенеш после летних каникул с 1 сентября возобновил свою работу. Одним из первых в парламентских комитетах начали рассматривать вызвавший споры законопроект от администрации президента КР по которому Конституционный суд может пересматривать свои же решения.
Нынешний созыв ЖК успел принять несколько резонансных законов, из-за чего депутаты все чаще подвергаются критике общества.
«Парламент не может озвучить свою позицию»
Торага Жогорку Кенеша Нурланбек Шакиев, открывая сессию 1 сентября, напомнил коллегам, что одними из основных проблем в стране являются вопросы, касающиеся регионов КР:
«Вы объездили [за лето] страну и выслушали чаяния избирателей. Для народных избранников – это самое главное. И прямая функция парламента в том, чтобы озвучивать здесь все эти проблемы, а также разрабатывать законопроекты для их решения. На сегодня в регионах строится множество социальных учреждений, дорог и инфраструктурных объектов… Исполнительная власть проводит работу на основании озвучиваемых здесь вопросов и проблем. Мы все побывали в регионах и проблемы все еще есть. Но благодаря сотрудничеству исполнительной и законодательной ветвей власти много чего реализуется».
Вице-спикер палаты, депутат Нурланбек Азыгалиев побывал в ряде населенных пунктов Чуйской области и отметил, что по-прежнему острыми в регионе остаются вопросы водопользования, дорог и школ:
«Наболевшей проблемой, которая чаще всего озвучивалась на встречах с населением, был вопрос поливной воды. Сначала говорили о питьевой воде, а теперь и с поливной возникли проблемы. Фермеры говорят, что «воду дают Казахстану, а нам не хватает, поэтому и урожай мы не получили». Конечно, мы постарались объяснить ситуацию. Питьевая вода тоже до сих пор является проблемой. Второе – это устаревшие здания школ. Ранее на заседаниях я уже поднимал вопрос об аварийных школах Жайылского и Панфиловского районов. И еще один вопрос – все те же дороги. К примеру, в Панфиловском районе не отремонтировано ни одного километра дорог, а в Жайылском районе предусмотрели ремонт только 3,5 километров дорожного полотна. Кроме того, я ознакомился с состоянием зданий милиции в двух районах [Чуйской области]. В Панфиловском районе отделение внутренних дел отапливается электричеством, и если там зимой отключают свет, то [милиционеры] сидят в холоде. Они попросили помочь с решением этой проблемы. В селе Суусамыр к 1 сентября должны были завершить ремонт клуба, но не сделали и не думаю, что в этом году успеют. А ведь было поручение президент Садыра Нургожоевича [Жапарова] о том, что построенные на 60-80% здания должны быть завершены в этом году, но это не исполняется».
Между тем, на рассмотрении парламента имеется ряд законопроектов, ранее вызвавших неоднозначную реакцию и оценку общественности. Так, 5 сентября профильный комитет ЖК в первом чтении одобрил поправки в конституционный закон «О Конституционном суде КР», согласно которым предлагается ввести в законодательство механизм, по которому Конституционный суд в определенных случаях может пересматривать свои же решения.
Этот законопроект был вынесен на общественное обсуждение администрацией президента КР 17 июля. Депутат Дастан Бекешев раскритиковал данные поправки, но признал, что большинство его коллег одобрит их:
«Парламент, к сожалению, в большинстве случаев не может четко озвучить свою позицию. Например, если говорить о законопроекте, который будет рассматриваться, то это самое настоящее ограничение прав Конституционного суда. То есть в случае, если не понравится какое-то решение [этого суда], то его можно отменить. Тогда лучше расформировать этот суд, сэкономим много средств. Зачем нам содержать такой Конституционный суд и судей? На каждого из судей [Конституционного суда] тратится 2-3 млн сомов. И у каждого из них есть помощники, водители. Государство предоставляет [этим служителям Фемиды] гарантии. Поэтому не надо их держать, пусть отныне вопросы решает администрация президента, без проблем. Раз уж такое предлагается, давайте совсем упраздним этот суд? Вы же знаете, как у нас побеждают партии на выборах. Большинство партий в парламенте поддержат это предложение. Скажут, что «это правильная позиция». А если завтра президент предложит что-то другое, и это они тоже одобрят».
За период правления власти, пришедшей после октябрьских событий 2020 года, была изменена Конституция КР, после чего в стране установилась президентская форма правления. Наряду с этим полномочия и роль ЖК были значительно сокращены.
Согласно Основному закону, право законодательной инициативы помимо депутатов парламента получили президент и глава кабинета министров КР. Кроме того, законопроекты могут вносить также председатель Верховного суда и генеральный прокурор КР, но только по определенным вопросам.
Экс-депутат, бывший глава Верховного суда Курманбек Осмонов дал следующую оценку работе депутатов нынешнего созыва:
«Законотворчества у них было мало, иногда превышали свои полномочия, предусмотренные Конституцией, и рассматривали вопросы, не относящиеся к их компетенции. Иногда, бывает, что обсуждают популистские инициативы. Но все же работают. В первую очередь, им стоит уделить пристальное внимание конституционным законам и государственным, общественным, народным органам, которые указаны в Основном законе».
Первое после летних каникул пленарное заседание ЖК состоится 6 сентября и в повестке дня этого заседания значится законопроект о присвоении леднику на северо-западном склоне хребта Ак-Шыйрак в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области названия «Шейх Заед бин Султан Аль Нахайян». В июне парламент одобрил эту инициативу в первом чтении и тогда ряд депутатов во главе с лидером фракции «Бутун Кыргызстан» Адаханом Мадумаровым высказали критику по поводу того, что ледникам присваиваются имена иностранных лидеров, а не видных деятелей Кыргызстана.
Кстати, с возобновлением деятельности ЖК, в выходной день, 2 сентября, Адахан Мадумаров был задержан отрядом спецназа, когда шел со своим несовершеннолетним сыном по улице в Бишкеке. Тем же вечером Первомайский районный суд столицы вынес решение о водворении депутата в СИЗО ГКНБ до 24 октября. Позже в МВД сообщили, что ему предъявлено обвинение по статье 323 («Государственная измена») Уголовного кодекса КР.
«Задержание лидера оппозиционной фракции не есть хорошо»
Ряд депутатов ЖК раскритиковали задержание их коллеги и заявили, что поднимут данный вопрос на предстоящем заседании палаты.
«Я лично считаю, что это было неправильно. Его, как лидера фракции, могли бы просто пригласить на допрос. Мы не знали, что его задержат, и наравне со всеми узнали об этом из СМИ. Посмотрим, что какое решение мы примем в [эту] среду», – заявил депутат Аманкан Кенжебаев.
А лидер фракции «Ынтымак» Марлен Маматалиев задался вопросом о том, «почему его задержали, если он ходил и отвечал на вопросы следствия»:
«Да, мы давали свое согласие [в ответ на представление генпрокурора]. Он и сам тогда просил, что «да, давайте, я сам заинтересован, так как хотел бы пойти к ним и доказать свою невиновность». Потому что до этого говорили, что его не могли пригласить на допрос, раз он депутат. Поэтому прокуратура и запрашивала [наше согласие]. И тут возникает вопрос: почему его задерживают, если он ходил и отвечал на вопросы следствия? Конечно же, в ближайшее время мы рассмотрим этот вопрос».
Во фракции «Бутун Кыргызстан» при этом сказали, что будут требовать справедливого рассмотрения дела:
«Это незаконно, что его задерживают как преступника. Это человек, который очень уважает закон. От Жогорку Кенеша было получено согласие по статье 338 [«Превышение власти»] и правоохранительные органы имеют полное право на проведение следственных мероприятий [с ним]. Но вот так забирать его незаконно. Мы будем требовать соблюдения законности и проведения справедливого расследования», – подчеркнул депутат от фракции «Бутун Кыргызстан» Эмиль Токтошев.
Его коллега Жалолидин Нурбаев также негативно воспринял арест Адахана Мадумарова, сказав, что «задержание лидера оппозиции [в парламенте] не есть хорошо». «Без критики человек не будет развиваться. Я лично считаю, что критика должна быть, это хорошо для прогресса», – пояснил парламентарий.
Ряд народных избранников также сообщил, что рассматривается возможность встречи с лидером «Бутун Кыргызстан» в СИЗО ГКНБ.
Напомним, задержание Адахана Мадумарова связано с рабочим протоколом по участку Торт-Кочо на кыргызско-таджикской границе, который он подписал в 2009 году в бытность секретарем Совбеза КР. Согласие на привлечение его к уголовной ответственности по делу о превышении власти при подписании этого протокола Жогорку Кенеш дал 22 июня.
Тогда, в пользу лишения его иммунитета проголосовал 61 депутат. Хотя годом ранее парламентарии на аналогичный запрос генерального прокурора КР ответили отказом.
Сейчас сопартийцы политика задаются вопросом о том, как статья «Превышение власти», по которой было получено согласие ЖК, в ходе следствия изменилась на «Государственную измену».
Кстати, в день задержания политика глава ГКНБ Камчыбек Ташиев на своей Facebook-странице опубликовал короткий пост без упоминания имен о том, что «если кто-то совершил предательство своей страны, и пытается навести в ней смуту, пощады им не будет». «Ответ силовых органов таким гражданам будет жестким!», – заверил главный чекист страны.
В начале прошлого года президент КР Садыр Жапаров в интервью изданию «Вечерний Бишкек» назвал вышеупомянутый протокол «предательством», а в ноябре того же года на заседании Жогорку Кенеша сказал об этом присутствовавшему в зале Адахану Мадумарову:
«Сегодня мы «неграмотные» возвращаем земли, которые отдали бывшие «грамотные». По поводу протокола, который был вами подписан, вы говорите, что «он незаконен и можно пойти с ним в туалет». Но та сторона [подписавшая протокол], оказывается, не идет. Показывают, что «вот» и все тут. Несколько раз уже показали. В прошлый раз на трехсторонней встрече в Астане продемонстрировали, сказав, что «подписали и не исполняют».
Ряд экспертов также отмечают, что протокол по участку Торт-Кочо (досл. «четыре улицы» – прим. ред.) стал для Таджикистана сильным и главным аргументом в спорах по границе. В связи с этим они считают, что должна быть дана правовая оценка действиям того, кто подписал этот документ от имени КР.
Согласно этому протоколу Кыргызстан брал в аренду у Таджикистана на 49 лет пять гектаров земли в пойме реки Исфара (длиной в 275 метров – прим. ред.) для ремонта дороги Ош-Баткен-Исфана и строительства моста. Сам Адахан Мадумаров придерживается позиции, что юридической силы этот документ не имеет.
4 сентября политсовет «Бутун Кыргызстан» распространил заявление, где отмечено, что данный протокол «является лишь предлогом для полного уничтожения» партии и ее лидера.
С момента прихода в действующий созыв Жогорку Кенеша Адахан Мадумаров высказывает критику по поводу решений власти, а на заседаниях с участием главы правительства не раз возникали ситуации, когда политик вступал с ними в серьезные споры. В случае с «Кемпирабадским делом», а также в вопросе уточнения кыргызско-узбекской границы он открыто выражал свой протест по поводу позиции властей. Из-за этого у него даже случилась перепалка с Камчыбеком Ташиевым на заседании парламента.
«При президентском правлении роль парламента должна усиливаться»
Депутат «легендарного» парламента, академик Жамин Акималиев, говоря о балансе ветвей власти, отметил, что при президентском правлении роль парламента должна усиливаться:
«Я недоволен работой нынешнего парламента. Ладно, народ согласился и принял новую Конституцию. Мы перешли к абсолютной президентской системе. Но, на мой взгляд, президентское правление не означает, что Жогорку Кенеш должен перестать работать. Наоборот его роль и деятельность должны усилиться, я думаю. И президентскому правлению это особенно необходимо. В то же время глава государства должен создавать условия для работы ЖК. Если парламент станет окончательно зависимым органом и будем всем подчиняться, то у нас ничего не получится. Все ветви власти должны создавать условия для свободной работы Жогорку Кенеша. Иначе, я сейчас вижу, что нынешние депутаты намного слабее предыдущих».
Одним из законопроектов, который может стать для ЖК «экзаменом на самостоятельность», являются поправки в Закон «О некоммерческих организациях» и Уголовный кодекс КР, которыми предлагается ввести в законодательство понятие «иностранный представитель». Этот документ был внесен в Жогорку Кенеш 19 мая, а его инициатором в прошлом году выступила депутат Надира Нарматова. Позже к ней присоединились еще около 30 парламентариев, но летом некоторые из них начали отзывать свои подписи. Отдельные СМИ со ссылкой на Надиру Нарматову сообщили, что законопроект будет рассмотрен в парламенте этой осенью.