Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Правовая клиника «Адилет» проанализировала изменения в налоговое законодательство, предложенные кабмином. Речь идет об изменении статьи 146 Налогового кодекса КР, которую бизнесмены назвали «отменой банковской тайны».

Напомним, изменения в законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере налогообложения» связаны, по мнению кабмина, с созданием «благоприятного налогового и таможенного климата» и «созданием условий для добросовестной конкуренции и сокращения теневой составляющей экономики».

Какие изменения предлагает кабмин?

В законопроекте есть статья «Взаимодействие органов налоговой службы с банком и платежной организацией/оператором платежной системы», которую предлагается изложить в новой редакции. В соответствии с ней банки обязаны:

1. Предоставлять информацию, в том числе в режиме реального времени:

  • об открытии, закрытии и наличии счетов налогоплательщиков с указанием их номеров;
  • об операциях, проводимых на счетах налогоплательщика, а также информацию о текущем состоянии его счетов;
  • об отмене или изменении условий банковской гарантии, предоставленной налогоплательщиком в налоговый орган, в течение одного рабочего дня.

2. Открывать счет организациям и индивидуальным предпринимателям при наличии налоговой регистрации налогоплательщика.

3. Исполнять в первоочередном порядке поручения налогоплательщика о переводе денежных средств в бюджет в счет исполнения им налоговых обязательств.

4. Направлять в бюджет суммы налога в день совершения операции по снятию денежных средств со счета налогоплательщика.

5. Представлять в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения соответствующего запроса, информацию о списании непогашенного долга с заемщика банка и прекращении права требования долга банком.

6. Исполнять в бесспорном и первоочередном порядке налоговые платежные требования, выставляемые органами налоговой службы для погашения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком.

7. Предоставлять в режиме реального времени информацию о расчетах посредством POS-терминалов и QR-платежей.

В целях взаимодействия с органами налоговой службы банки и платежные организации/операторы платежной системы обязаны передавать в режиме реального времени информацию о совершенных платежах.

При этом порядок и требования к информации, передаваемой банками, устанавливаются кабмином по согласованию с Нацбанком.

А как же гарантированная Конституцией защита персональных данных?

«Особую озабоченность вызывают поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие открытое и ничем не обусловленное разглашение банками персональных данных клиентов, что приведет к нарушению норм Конституции КР, установленных в части 2 статьи 63 Конституции КР, гарантирующих защиту персональных данных государством каждому», — обратили внимание юристы «Адилета».

Отметим, Конституцией установлено, что в стране не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.

Также Основным законом не допускаются сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом, каждому гарантируется защита, в том числе судебная, от неправомерного сбора, хранения, распространения конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека, а также гарантируется право на возмещение материального и морального вреда, причиненного неправомерными действиями.

В законопроекте кабмина говорится, что необходимо установить постоянное, в режиме реального времени, предоставление банками информации о финансовом положении клиента. При этом в соответствии с Законом «Об информации персонального характера» информация о финансовом положении как раз входит в понятие персональных данных. В этом же законе описываются случаи предоставления держателем массива персональных данных другому держателю без согласия субъекта персональных данных. При этом предоставление информации банками о финансовом положении клиентов в данный перечень случаев не входит.

По мнению правовой клиники «Адилет», предлагаемые кабмином изменения в Налоговый кодекс вступают в противоречие с нормами Закона КР «Об информации персонального характера».

Банковская тайна? Нет, не слышали

Законопроект, который сейчас находится на рассмотрении ЖК, противоречит Законам КР «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности».

Банковская тайна — это любые сведения, которые были переданы клиентом банку либо созданы банком, либо возникли иным образом в связи со взаимоотношением банка с клиентом, включая их преддоговорные отношения, в ходе осуществления банковской деятельности. К банковской тайне не относятся:

  • легитимная публичная информация (информация, находящаяся в соответствии с законодательством в свободном доступе);
  • информация консолидированного характера, не позволяющая идентифицировать клиента банка;
  • информация о связанных с банком лицах в пределах, определяемых Национальным банком.

«Информация о финансовом положении клиента, которую должен предоставлять банк налоговому органу в режиме реального времени, как это предлагается проектом закона, является банковской тайной», — отмечают в своем анализе юристы.

В ст. 40 Конституционного закона КР «О Национальном банке Кыргызской Республики» говорится, что информация и документы, содержащие банковскую тайну и конфиденциальную информацию, могут быть переданы третьим лицам только на основании судебного акта в виде заверенных копий.

Новая редакция статьи 146 Налогового кодекса КР не содержит каких-либо правовых норм, регламентирующих необходимость передачи конфиденциальной информации, которая является банковской тайной, в режиме реального времени налоговым органам.

«Отсутствие каких-либо основных параметров, обеспечивающих безопасность и сохранность предоставления информации, содержащей персональные данные, и отсылка на регулирование порядка предоставлений такой информации на подзаконный акт кабинета министров, несут серьезные риски и угрозы нарушения прав человека, гарантированных Конституцией КР, в части недопущения сбора, хранения, использования и распространения конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом и защиты персональных данных», — считают юристы.

Какие есть международные стандарты?

Согласно статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Согласно статье 12 Всеобщей декларации прав человека, никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Согласно статье 6 Конституции КР, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством КР, являются составной частью правовой системы Кыргызстана.

То есть госорганы обязаны в точности соблюдать все обозначенные международные стандарты прав человека. Наше государство, подписывая документы, приняло на себя обязательства также принимать меры по их соблюдению надлежащим образом. При этом нормативно-правовые акты не должны никоим образом умалять либо ограничивать свободы, гарантируемые общепризнанными принципами и нормами международного права.

Справка-обоснование больше похожа на отписку

По мнению юристов правовой клиники «Адилет», в справке-обосновании к проекту закона нет каких-либо оснований, обосновывающих необходимость изменения статьи 146 Налогового кодекса КР.

То есть обосновывая необходимость принятия законопроекта, кабмин не удосужился аргументировать, зачем нужно изложить статью 146 Налогового кодекса КР в новой редакции, согласно которой конфиденциальная информация, содержащая персональные данные и являющаяся банковской тайной, должна передаваться банками в режиме реального времени налоговым органам.

Следовательно, справка-обоснование не соответствует статье 25 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».

Выводы

Правовая клиника «Адилет» пришла к следующим выводам относительно изменения Налогового кодекса.

1. Предлагаемая проектом закона редакция статьи 146 Налогового кодекса КР вступает в противоречие с нормами Конституции КР, законодательством КР и международными договорами, что с высокой степенью вероятности приведет к ограничению конституционных прав граждан на защиту персональных данных и недопущение хранения, использования и распространения конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия.

2. В свете недавнего очередного избрания Кыргызской Республики в Совет ООН по правам человека на 2023-2025 годы, принятие антиконституционных норм в Налоговый кодекс КР, нарушающих международные стандарты в области прав человека, нанесет существенный урон международному авторитету Кыргызстана.

3. Принятие новой редакции статьи 146 Налогового кодекса КР окажет негативное влияние на доверие граждан к банковской системе, что в целом также негативно отразится на инвестиционной привлекательности страны.

Юристы рекомендовали оставить статью 146 Налогового кодекса в действующей редакции.

https://kaktus.media/472162