Президенту Кыргызской Республики
Атамбаеву А.Ш.,
Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Турсунбекову Ч.А.
Депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый Алмазбек Шаршенович,
Уважаемый Чыныбай Акунович,
Уважаемые депутаты Жогорку Кенеша!
22 июня 2016 года Жогорку Кенеш на своем пленарном заседании принял в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации».
Предлагаемые изменения не отвечают целям, заявленным инициаторами проекта. Разработчики предлагают ограничить финансирование местных СМИ за счет иностранных физических и/или юридических лиц. Однако при подготовке этих поправок не были проведены исследовательские мероприятия об их целесообразности и необходимости, и, соответственно, в справке-обосновании к законопроекту отсутствуют статистические данные, которые бы подтверждали исходящую от местных СМИ с иностранным участием реальную угрозу для национальной безопасности страны.
С другой стороны, в Кыргызстане на протяжении многих лет действуют многочисленные представительства иностранных СМИ, которых инициируемый законопроект не коснется, что логично в условиях отсутствия границ в информационном пространстве и свободного распространения информации (спутниковое, кабельное, цифровое, интернет-телевидение и др.).
Позиция инициаторов «защитить суверенитет и безопасность государства» через попытку закрыть внутренний информационный рынок для «учредителей иностранного происхождения» является устаревшей и неэффективной. Ограничительные нормы для СМИ в некоторых странах Европы и США были внедрены еще в начале ХХ века в условиях аналогового вещания, параллельно с этим принимались различные программы, направленные на развитие местных медиа-компаний. Однако с 1990-х годов с развитием информационных технологий государственная политика этих стран пошла на смягчение существующих ограничений для привлечения иностранного инвестирования в медиа-сферу. В этой связи ограничения по праву учредительства и финансирования СМИ в период перехода Кыргызстана на цифровое телерадиовещание, которое предполагает привлечение иностранных инвестиций, не могут быть эффективным инструментом в защите информационной безопасности государства и в развитии местного медиа рынка.
В 2013 году указом президента была утверждена Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов, в которой подчеркивается важность формирования государственной информационной политики, призванной обеспечить конституционное право граждан на доступ к информации и способствовать процессу вхождения страны в глобальное информационное пространство.
Согласно указу, для реализации НСУР при осуществлении законодательной деятельности вопросы, связанные с реализацией положений этой стратегии, необходимо рассматривать в приоритетном порядке.
В целях реализации НСУР в январе 2016 года распоряжением руководителя аппарата президента Фарида Ниязова была сформирована экспертная рабочая группа по разработке Концепции информационной политики (КИП) КР. Также в стране действует Совет по информационной политике при Министерстве культуры, информации и туризма. Миссия обеих групп заключатся в том, чтобы рассматривать и выносить экспертные заключения по законодательным инициативам в медиа-сфере.
Однако последние предложения по изменению законодательства, направленные на ограничение иностранного участия в деятельности местных СМИ, не были представлены для внимания этой экспертной группы и Совета по информационной политике. Кроме того, текст предлагаемых поправок противоречит духу создаваемого сегодня документа Концепции информационной политики КР.
Авторы законопроекта говорили, что до второго чтения в законопроект будут внесены изменения, которые ограничат сферу его применения до телеканалов, а к газетам, сайтам, агентствам и другим медиа-организациям он не будет иметь отношения. Однако при этом по некоторым иностранным телеканалам почти достигнута договоренность о включении их в мультиплекс цифрового телевидения Кыргызстана в социальном пакете.
Кроме того, принимаемый закон не регулирует деятельность телеканалов, которые находятся за пределами Кыргызстана, но сигналы которых принимаются в стране, а как раз через них и можно воздействовать на информационную безопасность. Организации, обеспечивающие национальную безопасность, должны реально ее обеспечивать, а не перекладывать ответственность на других, допуская принятие таких формальных ограничений.
В связи с этим обращаемся:
К Торага и депутатам Жогорку Кенеша:
с просьбой отклонить законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации».
К Президенту Кыргызской Республики:
в случае принятия поправок в закон о СМИ во втором и третьем чтениях воспользоваться своим правом вето и не подписывать законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации».