Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

* перевод с кыргызского

«После долгих споров я все же добилась декретных выплат. Но работу потеряла»

«Когда я написала заявление на декретный отпуск по уходу за своим первым ребенком, руководитель сказал, что декретное пособие мне выплачиваться не будет. Но после долгих споров, я отстояла свои права и мне заплатили. Однако через два года, когда я отдала ребенка в частный детский сад и хотела вернуться на работу, я услышала от руководства, что мое место уже занято. Оказывается, вместо меня они наняли молодую девушку».

Журналистка Таттигүл Аюпова, проработавшая в сфере журналистики 18 лет, рассказала, что этот инцидент произошел, когда она работала на частном телеканале, но она не пожелала раскрывать название СМИ. Когда она потребовала восстановить ее на работе, руководитель телеканала предложил другую работу по контракту. Аюпова не согласилась на это.

— Я не стала никуда жаловаться. После этого я перешла на телеканал ЭлТР. Я написала заявление, чтобы мне выплатили или компенсацию за несохранение моего рабочего места, или полностью выплатили причитающуюся сумму после увольнения с работы. Но все осталось без изменения. У меня был ребенок на руках, и у меня не было возможности, чтобы бегать и добиваться своего.

Таттигүл Аюпова.

С тех пор Таттигүл Аюпова работает на государственном телеканале. Она сообщила, что решение многих проблем в частных медиа зависит от взаимоотношений работника с руководителем, к тому же нередки случаи, когда медиа закрываются из-за финансовых проблем, и поэтому она считает, что в государственном учреждении для сотрудника есть определенная стабильность:

— В государственных СМИ выплачиваются декретные, твоя должность сохраняется за тобой три года, засчитывается стаж работы, сотрудница, ушедшая в декретный отпуск, может вернуться на работу в любой момент. Руководитель не может нарушить закон и самовольничать. Еще одним преимуществом государственных телеканалов являются наличие профсоюза и юристов.

Я много раз видела, как на частных телеканалах руководитель идет на нарушение закона. Бывали случаи, когда руководитель увольнял сотрудников с маленькими детьми. Уволенные считают, что лучше уйти мирно без скандалов, т. к. руководитель все равно победит. Это свидетельство того, что журналисты не хотят защищать свои права.

«Нет поддержки ни со стороны компании, ни со стороны руководства и общества»

Бегимай Асанова, успевшая поработать как в государственных, так и в частных СМИ, сообщает, что несправедливое отношение к сотрудницам медиа начинается сразу после их замужества. Асанова отметила, что вся твоя работа до этого, весь твой опыт не будут иметь большого значения, и добавила, что очень непросто вернуться из декретного отпуска и освоить новые навыки в журналистике, где все меняется буквально каждую минуту:

— Меня прямо спрашивали, когда я уйду с работы после замужества, стоит ли им начать искать нового человека на мое место. До этого я работал на двух частных и одном госканале.

Когда я работала на государственном телеканале, уходя в декретный отпуск, получила декретное пособие. Мне еще пришлось побегать, чтобы получить 3500 сомов. Для того, чтобы получить эти деньги, только на документы я потратилась на более чем 5000 сомов. Никто вам не скажет, что вы уже родили ребенка и воспитали его, а теперь вам пора возвращаться на работу.

Хотя вначале дают обещание, что мое место будет сохранено, однако его не обязательно выполнят. Нет поддержки ни со стороны медиакомпании, ни со стороны руководства, ни со стороны общества. Начинают говорить«а что, муж не может ее обеспечить, она голодает?». Я сталкивалась с подобным отношением несколько раз.

Бегимай Асанова.

Такой негласной дискриминации подвергаются в особенности журналистки телеканалов. Ведь такому медиа нужен сотрудник, который в любой момент и при самых различных ситуациях готов взять микрофон и отправиться на съемку и сделать репортаж с места события. Поэтому руководители заинтересованы в трудоустройстве либо мужчин, либо незамужних девушек. В интернет-изданиях или газетах ситуация менее острая.

А как с журналистами, работающими со свидетельством индивидуального предпринимателя?

Чтобы сократить расходы, большинство редакций сейчас работают с журналистами в качестве заказчиков и исполнителей, а не по трудовому договору.

Некоторые государственные СМИ с небольшими бюджетами и маленьким штатом сотрудников также идут на этот шаг, чтобы выполнить дополнительную работу. В этом случае журналисты получают в налоговой инспекции свидетельство индивидуального предпринимателя и часть своей зарплаты отдают государству в качестве налога.

Надежда Алишева, юрист Института Медиа Полиси, с 2005 года оказывающего юридическую помощь СМИ и журналистам Кыргызстана, заявила, что по Трудовому кодексу все работодатели, независимо от формы собственности, должны заключать трудовой договор с работником, и всем женщинам-журналистам должны выплачивать декретные выплаты:

— Если журналистка работает с работодателем по трудовому договору, она должна написать заявление работодателю. Если женщина зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ей необходимо обратиться с заявлением в департамент труда и социальной защиты. Отпуск предоставляется на основании медицинского заключения и заявления женщины.

У женщины, претендующей на получение пособия, должен быть ПИН (персональный идентификационный номер). Женщинам, работающим по трудовому договору, пособие первые 10 рабочих дней оплачивается с ее места работы, с 11-го дня – через отдел соцзащиты. Пособие для индивидуальных предпринимателей назначается по месту жительства или месту экономической деятельности.

Надежда Алишева.

В приватной беседе журналистки хотя и говорят о проблемах с декретным отпуском, декретных выплатах, ​​незаконными увольнениями и т. д., однако они редко обращаются по этому поводу к юристам. К примеру, ни одна журналистка не обращалась официально в Институт Медиа Полиси по поводу декретных выплат или потери рабочего места. По словам Надежды Алишевой, они лишь в редких случаях обращаются за советом:

— Независимо от формы собственности, предоставляется неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет, и в течение этого времени у женщины должна сохраняться работа и ее должность. Работодатели не имеют право отказывать беременной женщине в приеме на работу. Увольнение возможно только в случае ликвидации организации или истечения срока трудового договора. При несоблюдении этого правила женщины могут подать жалобу в правоохранительные органы или суд.

Вместо декретного отпуска – удаленная онлайн-работа

Мырзайым Жаныбек кызы – мать троих детей, участвовала в реализации более десяти медиапроектов, работает журналистом-фрилансером по краткосрочным контрактам. Она ушла в декретный отпуск на 9 месяцев после родов, когда работала на одном из телеканалов Оша. Однако ей пособие по беременности и родам не выплатили. Она говорит, что на тот момент у нее с работодателем не было трудового договора.

Но когда она попросила у руководства выплаты по беременности и родам, менеджеры предложили ей вести блог о своей повседневной жизни с новорожденным, и тогда они будут выплачивать ей некоторую сумму. Однако она не согласилась с этим предложением:

— Вызовом для женщин в журналистике является сегодняшнее стремительное развитие журналистики с постоянным обновлением технологий. Например, те навыки и знания, которыми вы обладали на момент ухода в декрет, могут потерять свою актуальность, когда вы возвращаетесь на работу.

Вот почему у нас есть страх отстать в профессиональном развитии. Кроме того, для журналистов очень важны общение и коммуникационная среда. За время декретного отпуска вы можете потерять все связи, многие могут забыть о вас.

Если вы достигнете определенного этапа в своей карьере и намерены сделать перерыв, то вам, возможно, придется потом начинать все заново. К этому еще добавляются такие многочисленные проблемы, как эмоциональное состояние женщины, финансовая нестабильность.

Мырзайым Жаныбек кызы при рождении следующих своих детей стала выходить на удаленную работу сразу через 10 дней после родов. Она считает, что развитие онлайн-журналистики позволило некоторым журналисткам не уходить в декретный отпуск, а продолжать работать.

Мырзайым Жаныбек кызы.

Мырзайым считает, что появление возможности работать удаленно и согласие руководства на выполнение задачв онлайн-режиме стало преимуществом журналистской профессии:

— Например, когда я была беременна третьим ребенком, мне поступило предложение от одной международной организации. Меня пригласили как специалиста на короткий годичный проект. Я сразу предупредила, что беременна. Думала, что они откажутся меня нанимать.

Но они согласились. Сегодня очень важна сестринская поддержка. Они с пониманием отнеслись ко мне и поддержали. Это был самый приятный и запоминающийся случай поддержки беременных в моем журналистском опыте. Я очень благодарна за это своим коллегам.

Выводы

С такими рисками, как устройство на работу без договора, уход в отпуск без получения выплаты пособия по беременности и родам, потеря рабочего места и/или должности, невозможность найти такую же равноценную работу обычно сталкиваются молодые журналистки.

Такое ощущение, что журналисты, которые готовы идти и стучаться во все двери, чтобы защитить права граждан, обратившихся к ним за помощью, становятся вдруг бессильными, когда дело касается их собственных прав. В таких случаях очень важна гендерная чувствительность медиаменеджеров. СМИ, требующие законности от чиновников и выполняющие просветительскую функцию для всего общества, в первую очередь сами должны выполнять законы.

Хотя Конституция гласит, что мужчины и женщины имеют равные права и обязанности, в кыргызском обществе есть неписаные требования к женщинам, касающиеся замужества, отношений невестки и родственников мужа, воспитания детей, и они делают женщин-журналисток более уязвимыми в общественной жизни и профессии.

Кенжебү Маматсадыкова, медиакритик.

Статья подготовлена при поддержке проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане, финансируемого USAID и реализуемого в партнерстве с Freedom House. Содержание этой статьи является независимой работой автора или группы авторов и не обязательно отражает точку зрения USAID, правительства США, Internews или Freedom House.

https://internews.kg/ru/ot-neoplachivaemogo-otpuska-do-poteri-raboty-dekretnyj-otpusk-delaet-zhurnalistok-uyazvimymi/