В современном обществе СМИ являются важным фактором воздействия на формирование толерантного и конфликтного массового этнического сознания, на его быструю мобилизацию, и в конечном итоге на регулирование межэтнических отношений.
От деятельности СМИ в этой области зависит спокойствие, взаимотерпимость и взаимопонимание людей разных рас, национальностей и конфессий. Именно от того, насколько толерантно или интолерантно создана и озвучена информация в СМИ, во многом зависят представления, взгляды и установки людей на совместное мирное проживание или на межнациональные конфликты.
«Закон о печати» и Этический кодекс журналистов Кыргызстана однозначно запрещают разжигание национальной, расовой и религиозной розни.
«Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости. При создании материалов журналист должен избегать указаний на соответствующие признаки лица (группы лиц), а также на физические или психические особенности этого лица, за исключением тех случаев, когда эта информация является неотъемлемой составляющей журналистского материала» (Из Этического Кодекса журналистов Кыргызстана).
Статья 23. Перечень информации, не подлежащей публичному распространению
В средствах массовой информации не допускается: а) разглашение государственной и коммерческой тайны; б) призыв к насильственному свержению или изменению существующего конституционного строя, нарушению суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики и любого иного государства; в) пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям; г) оскорбление гражданской чести народов; д) оскорбление религиозных чувств верующих и служителей культа; е) распространение порнографии; ж) употребление выражений, считающихся нецензурными; з) распространение материалов, нарушающих гражданской нормы и национальной этики, оскорбляющих атрибуты государственной символики (герб, флаг, гимн); и) посягательство на честь и достоинство личности; к) обнародование заведомо ложной информации.
Таким образом, законодательство и этические нормы, регулирующие деятельность СМИ, предписывают основополагающие правила журналистов при освещении этнической тематики.
Журналист должен использовать свои возможности и преимущества для того, чтобы нести идеи мира, развития, сотрудничества, взаимной выгоды и толерантности СМИ, несмотря на культурные и иные различия, должны проявлять взаимное уважение, доверие и перенимать опыт друг у друга. Журналист не должен создавать стереотипы, тем более вешать ярлыки.
Толерантное и конфликтное освещение этничности в СМИ — проблема актуальная для Кыргызстана, где проживают представители более ста этносов. В апреле-мае 2009 года в Петровке, в мае 2010 года в Маевке и в июне на юге республики произошли беспорядки, имеющие межэтническую подоплеку. Они и стали своего рода тестом для местных журналистов, насколько они профессионально подготовлены для объективного и всестороннего освещения межэтнических конфликтов. К сожалению, многие кыргызские СМИ оказались не готовыми профессионально освещать этнической тематики.
Ниже мы предлагаем примеры из газетных публикаций, которые собственно говоря, типичны для многих СМИ.
«В последние дни по Чуйской долине пошли слухи, что притеснения курдов начались уже и в других частях региона. Якобы, в поселке Каинда уже сгорел один дом. Жители других районов настроены негативно к переезду туда курдов.
Это краткое сообщение грешит массой ошибок, которые не оправданы точки зрения, как права, так и журналистской этики. Более того, это сообщение может стать отправной точкой в очередной эскалации события. В чем ошибки журналиста и редактора издания?
Во-первых, журналист руководствуется СЛУХАМИ, а не проверенными фактами. Вот почему мы выделили жирным шрифтом слова «слухи», «якобы».
Во-вторых, журналист постоянно акцентирует внимание на национальности. Журналист всегда должен помнить: когда речь идет о межэтническом конфликте, одно его неосторожное слово может обернуться трагедией для одной из конфликтующих сторон.
В подтверждение этой мысли предлагаем вырезку из другой статьи «Приветствуют нас двое мужчин — кыргыз и русский. И распахивают двери своего автомобиля. Насчет выселения курдов мы настроены очень решительно. Достали они нас. Причем это мнение не только жителей Петровки, но и других сел.
P.S. Вчера 4 мая сельчане подтвердили свою позицию — требование о выселении 50 семей курдов остается в силе»
Невооруженным глазом видно, как журналист, может быть, сам того не замечая, подводит своего читателя к мысли о том, что все русские и кыргызы решительно настроены против людей курдской национальности. У любого читателя, прочитавшего это сообщение, невольно складывается впечатление, что оказывается, все курды — плохие люди, если уж везде, мягко говоря, недолюбливают и их надо гнать в шею, не так ли? К сожалению, как показывает анализ в СМИ постсоветских стран, национальная принадлежность в негативном свете упоминается сплошь и рядом.
Достаточно опасным является повышенное внимание прессы в криминальной стороне этнических групп, когда увлеченные критикой авторы переносят различного рода в негативные характеристики и пороки, вину и ответственность за деяния отдельных представителей возлагают на всю этническую группу. Такого рода массированные информационные «атаки» способны сформировать весьма нездоровую обстановку вокруг отдельной этнической общины, которая может перерасти экстремистские проявления.
Это отчетливо проявилось во время прошлогодних трагических событий на юге страны. Кыргызские СМИ обвиняли узбеков в шовинизме, когда узбекские СМИ и ряд российских СМИ кыргызов обвиняли в геноциде узбеков. В интернете шла настоящая информационная война между этническими группами. Особенно поразительно было наблюдать за тем, как произошел сбой в механизме жестких стандартов отдельных международных СМИ. Узбекская служба радио «Свобода» по сей день на весь мир вещает о факте геноцида узбеков. Очень много было не объективных и эмоционально зараженных публикаций в среде кыргызскоязычных газет, которые подливали масла в огонь, усиливая национальную ненависть и вражду.
В стране пока спорят политики, депутаты и различные комиссии о том, кто виноват в кровопролитии, корреспонденты газеты «Жаны Агым» давно уже сделали вывод, что это дело рук узбекских сепаратистов. И журналисты призывают ограничить их права и свободы.
Газета «Алиби» пошла еще дальше, указав на членов иудейско-массонского движения мира, которые по их словам, стремятся подчинить Кыргызстан внешнему управлению.
«Асман пресс» в июньском номере в прошлом году опубликовала показания очевидцев, которые говорили о том, что узбеки сожгли сначала казино, потом ворвались в общежитие университета и изнасиловали девушек, резали им груди и заживо сожгли девушку и парня. Один из них позвонил и сказал, что «голову одного кыргыза узбеки повесили на улице на показ. И если кто-нибудь, услышав эти слова, продолжает прятаться дома, то он не кыргыз»
Вот такая агрессивная риторика преобладала в эти дни в кыргызской прессе.
Газета «Эл созу» неустанно повторяет из номера в номер о калмыцком происхождении руководителя аппарата Президента и обвиняет его в проведении коварной политики превращения Кыргызстана в Калмыкстан. А в президенте прямо так и видят активного члена мирового совета евреев «жидов». Газета «Алиби» также задается вопросом «чистая ли кыргызка Роза Отунбаева?»
Газета «Кыргыз руху» атаковала депутата Бактыяра Сулейманова за то, что он судится с депутатом- кырыгызом и предупредила его в том, как бы он не повторил печальную судьбу Кадыржана Батырова.
Наиболее распространенным явлением в СМИ Кыргызстана является также этнически окрашенная информация. Все газеты пестрят такими речевыми оборотами.
Этнически окрашенная информация, которую создает журналист, может быть позитивной или толерантной, нейтральной или конфликтной и в зависимости от этого по-разному влиять на людей на их мировоззрение.
Она может быть и провокационной, возбуждая неприязнь, подчеркивая различия, привязывая к этносу определенные негативные черты и пробуждая чувство опасности, грозящее со стороны той или иной этнической группы.
Примеры из газетных заголовков:
Киргизкие бандиты практически полностью уничтожили узбекский бизнес.
Узбекские боевики напали на киргизских пограничников.
Убийство китайских торговцев совершили уйгурские сепаратисты.
Китайское нашествие не за горами.
Готовя и публикуя материалы на темы, связанные с освещением межэтнических и межрелигиозных конфликтов, журналист вступает на очень зыбкую почву. Поэтому журналисту важно задуматься над своей позицией и постоянно иметь в виду вопрос — не усугубляют ли его публикации противостояние сторон, не участвует ли он в разжигании конфликта.
Как указывают эксперты, главными признаками разжигания национальной, расовой и религиозной розни в реальном тексте являются:
формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, расы, религии;
перенос различного рода характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую и религиозную группу;
приписывание всем представителям этнической или группы стремления следовать тем древним обычаям, верованиям, традициям, которые негативно оцениваются современной культурой;
утверждения о природном превосходстве одной нации, расы, религии и неполноценности или порочности других;
приписывание враждебных действий и опасных намерений одной нации, расе, религии по отношению к другим;
возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую, расовую, религиозную группу;
утверждения об изначальной враждебности определенной нации, расы по отношению к другим;
утверждение о полярной противоположности и несовместимости интересов одной этнической или религиозной группы с интересами других;
утверждения о наличии тайных планов, заговоров одной национальной или религиозной группы против других;
объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящее, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, расовых, религиозных групп;
побуждение к действиям против какой-либо нации, расы, религии;
поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, расы и религии;
требования вытеснения из различных сфер деятельности лиц определенной национальности, расы, конфессиональной принадлежности;
требования ограничит права и свободы граждан или создать привилегии по национальному, расовому, религиозному признаку;
угрозы и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, расы или по признаку религиозной принадлежности.
Если в тексте обнаруживаются один или несколько перечисленных признаков, на практике некоторых стран против СМИ и авторов может быть возбуждено судебное дело. По фактам злоупотребления свободой информации редакции может быть вынесено предупреждение. Согласно Закону о СМИ Кыргызстана за нарушение законодательных норм могут быть привлечены к ответственности учредитель средства массовой информации в лице руководителя, орган средства массовой информации в лице редактора и лицо, представившее информационный материал.
В ряде стран с развитой демократией к политике освещения проблем национальных, религиозных и других меньшинств предъявляются высокие требования. В этом плане для кыргызских СМИ полезным было бы перенять Би-Би-си. Так, в практическом руководстве по выпуску новостей для работников телерадиовещательной корпорации Би-Би-си особый раздел посвящен подготовке и выпуску в эфир сюжетов разного рода меньшинствах. Образцы и правила поведения репортеров в непростых ситуациях вырабатывались на основе многолетнего опыта поколений производителей новостных программ и были одобрены в качестве рекомендаций руководящим органом — Советом директоров и управляющих корпорации. Приведем выдержки из этого документа. Показ в новостях общественных групп представляющих меньшинства — дело весьма тонкое. Первое, чего должны избегать программные производители, — это упоминание о национальности и этническом происхождении людей, когда в этом нет особой необходимости. Как и к представителям иных социальных групп, к членам этнических общин надо относиться как к индивидам, независимо от цвета кожи и разреза глаз. При описании происхождения человека предпочтительно называть страну происхождения, а не национальность, например, «выходец из Бангладеш», «из Индии», «из Пакистана».
Эксперты предупреждают, что в тех сюжетах, где затрагивается национальный вопрос надо особенно чутко относиться к своему словарю, в котором могут случайно проскочить неуместные, необдуманные или даже оскорбительные для национальных меньшинств определения или словосочетания типа «черный», «желтый» и т.п. Особенно, по их мнению, в этом смысле ранимы чернокожие британцы, индийцы и латиноамериканцы.
Незыблемое правило, которому должен следовать журналист, попавший в незнакомую ему культурную и религиозную среду, — это уважение к принятым в этой среде традициям и обычаям. Интервьюируя представителей национальных и религиозных меньшинств, надо решительно отринуть все сложившиеся общественные стереотипы и быть особенно осторожным в злоупотреблении.
Именно от профессиональной деятельности журналистов большей степени зависит, установиться ли межнациональный мир в Кыргызстане или будут продолжаться межнациональная напряженность, вспышки конфликтов, попытки этнического сепаратизма, случаи этнической дискриминации. Эта огромная тема, о которой надо говорить специально.