Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

На сайте Жогорку Кенеша на общественное обсуждение был вынесен проект закона о некоммерческих организациях. Согласно документу, планируется составить перечень НКО, ввести понятие «иностранная неправительственная организация» и расширить полномочия государства по контролю НПО.

Данные изменения предлагает группа депутатов во главе с Надирой Нарматовой (с полным списком инициаторов вы можете ознакомиться в самом конце материала). Инициатива позволит уполномоченному органу (ведомство еще не определено) присваивать такой статус некоммерческим организациям, которые получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Те, в свою очередь, должны быть зарегистрированы в специальном реестре, а также отчитываться о своей деятельности. Помимо этого, к тому или иному НКО, как предлагают депутаты, будут приставлены люди из уполномоченного органа.

Какие ключевые изменения вносятся в закон об НКО, который фактически превращает его в закон об «иностранных агентах»:

  • Вводится само понятие «НКО, выполняющая функции иностранного представителя». Так, по мнению депутатов, «некоммерческая организация, созданная в Кыргызстане, это та организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Кыргызстана».
  • «Иностранными агентами» будут считаться не только НКО, занимающиеся политической деятельностью, но даже те, кто участвует «в формировании общественного мнения» по тем или иным вопросам.
  • Теперь НКО подлежат обязательному аудиту.
  • Согласно предлагаемым нормам, информация о доходах, имуществе и расходах некоммерческой организации не может быть предметом коммерческой тайны.
  • НКО обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного представителя, также аудиторское заключение.
  • В документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного представителя, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления определяются уполномоченным органом.
  • НКО должны предоставить в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно.
  • Плановые проверки НКО проводятся не чаще, чем один раз в год.
  • Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: запрашивать у НКО распорядительные документы, запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом; в случае выявления нарушения законодательства или совершения некоммерческой организацией или ее структурным подразделением действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца
  • Уполномоченный орган может приостанавливать своим решением на срок не более шести месяцев деятельность НКО, которая не подала заявление о включении ее в реестр НКО, выполняющих функции иностранного представителя, в соответствии с законодательством. Решение о приостановлении деятельности такой некоммерческой организации может быть обжаловано в суде.

Инициаторами выступают следующие депутаты: Нарматова Н. А., Садырбаева Ж. Э., Култаева Г. О., Кыдыкбаев Ж. С., Ташиев Ш. К., Атажанов Ы. Ы., Алимбеков Н. К., Сулайманов К. К., Ханджеза К. Л., Коргонбай уулу Ж., Маткеримов А. Т., Сарыбашов Т. Н. Исмаилов Ф. Д., Козуев А. А., Абдалиев М. А., Кенжебаев А. Б., Матраимов И. И., Мамасадыков З. Д., Ражабалиев Н. А., Алтынбеков А., Эрбаев А. Т., Токторбаев Ж. Ш., Боронбаев А. Ж., Сыдыгалиев Н. О., Шабазов Б. В., Масабиров Т. А., Малиев А. К., Жамгырчиев Э. Э., Токтошев Э. Т., Сарбагышев М. К., Чойбеков Б. К. Атазов Ш. К., Тумонбаев А. Т.

Фото на главной странице иллюстративное: «Роскомсвобода».

https://kaktus.media/481184