На днях группа депутатов Жогорку Кенеша «разработала» поправки, призванные ужесточить законодательство, регулирующее деятельность средств массовой информации в Кыргызстане. В частности, закон сужает круг лиц, которые могут учреждать СМИ, ограничивает источники финансирования редакций и подразумевает то, что Интернет будет приравнен к СМИ.
Законопроект подготовлен четырьмя депутатами – Кожобеком Рыспаевым, Искендером Матраимовым, Таабалды Тиллаевым и Жыргалбеком Турускуловым, которые ранее особой близостью к деятельности СМИ не отличались. Рыспаев является чуть ли ни главным специалистом ЖК по геологии и энергетике, Матраимов — зоотехник по образованию, перед депутатством работал в южном представительстве Госкадровой службы, Таабалды Тиллаев также представитель сельхозиндустрии с бухгалтерским образованием, потом переключившийся на работу с нефтепродуктами. Четвертый инициатор Турускулов — юрист по образованию, но его деятельность связана с «Востокэлектро» и частным предпринимательством.
Изменение закона предполагает, что учредителем СМИ в Кыргызстане, за исключением госорганов, политических партий и юридических лиц, смогут быть только совершеннолетние граждане КР, не имеющие иного гражданства. Доля финансирования СМИ за счет средств иностранных физических и/или юридических лиц, а также юридических лиц с иностранным участием в капитале, зарегистрированных в КР, не должна превышать 20% от годового объема финансирования. Запрещается получать денежные средства и другое имущество в целях финансирования средств массовой информации от анонимных источников. При этом отдельные фразы документа предполагают, что в категорию СМИ могут быть включены и информационные агентства, и другие интернет-издания.
Zanoza.kg провела опрос среди народных избранников, чтоб выяснить, как же они относятся к поправкам в Закон «О СМИ» и есть ли в Кыргызстане цензура.
Кожобек Рыспаев, депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК, инициатор законопроекта:
— За основу поправок в Закон «О СМИ» были взяты примеры из многих аналогичных документов стран мира. Что касается владения СМИ иностранцем, то там допускается же доля иностранного финансирования, пусть дают деньги на развитие. Пусть они предоставляют гранты. Например, такая же норма есть в законах Швейцарии и Японии — там объем иностранного финансирования не превышает 20%. В России вообще эта цифра достигает 50%.
Вы поймите, что во многом от СМИ зависит безопасность наших граждан, в том числе и государственная безопасность. Если иностранец будет владеть 100% СМИ, то он как захочет, так и будет поливать нашу страну. Я опасаюсь этого. Я не брал с потолка эти поправки. Я интернет-издания не трогал, я не в курсе. Ничего страшного в законопроекте нет.
Наши СМИ свободны, хотя поливают депутатов и других. У нас вообще свобода слова. В какой стране, не буду называть конкретно, можно писать такое про президента, а нас на свадьбах и на тоях снимают и после публикуют. Но меру же надо знать, не надо достойных людей поливать грязью.
Кенжебек Бокоев, депутат Жогорку Кенеша от фракции «Республика — Ата Журт», инициатор законопроекта:
— Я полностью не ознакомлен с документом. СМИ пишут, что он разработан на основе российского Закона «О СМИ». Я считаю, что мы должны самостоятельно разрабатывать подобный законопроект только с оглядкой на зарубежный опыт. Если говорить о финансировании, которое ограничивается 20%, то это немного завышенный показатель, его стоит пересмотреть.
Но настало время приравнять интернет-издания к средствам массовой информации, потому что сегодня все новости и другую информацию мы получаем в первую очередь из Интернета. Общественность интернет-ресурсы читает больше, чем газеты. Именно через сайты пиарятся некоторые политики. Оттуда идет черный пиар, что, безусловно, влияет на мнение общественности.
Я думаю, что депутаты будут законопроект активно обсуждать, когда его внесут непосредственно в ЖК. Депутаты обязательно будут учитывать мнение общественности, и сам проект изменений может поменяться или его, может, отклонят, как это было в случае с поправками в Закон «О некоммерческих организациях».
Лично меня больше волнует исполнение Закона «О госязыке» нашими массмедиа. В нем черным по-белому прописано, что не менее 50% материалов должны издаваться и публиковаться именно на государственном языке. Тем не менее этот закон не соблюдаются.
А вообще СМИ Кыргызстана намного свободнее, чем их коллеги в странах СНГ. Цензура в Кыргызстане невозможна, даже если бы и хотелось.
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК
— Этот законопроект встретит массу недопонимания в обществе и, конечно, среди журналистов. Я знаю, что журналисты сделают все, чтобы раскритиковать его. Но, позвольте, подобные законы присутствуют во многих странах мира, даже не брать Россию в качестве примера. Например, подобные ограничения существуют в Сингапуре еще с 1970-х годов. Местные власти очень сильно критиковали, особенно США, через СМИ и НКО, которые на тот момент там присутствовали и финансировались Америкой. Потом эта практика перенеслась и в другие страны.
Надо четко понимать, кому принадлежит СМИ, того мнение и будет отражено. Не бывает супернезависимого СМИ. В любом случае преследуются либо коммерческая, либо политическая цель. Из этого следует определенная подача информации.
И я поддержал бы законопроект. Единственное — надо пересмотреть норму о финансировании СМИ, потому что многие обанкротятся и закроются. Мы все же должны четко разделять иностранные СМИ и местные, потому что каждое из них формирует мнение определенного характера. Все должны быть открытыми, если от депутатов требуют открытости, то и СМИ должны вести себя подобным образом.
Мы же четко знаем, что НТС принадлежит Омурбеку Бабанову, «Пирамида» будет демонстрировать мнение государства, а ОТРК хоть и является общественным каналом, но придерживается государственной позиции.
Что касается приравнивания интернет-изданий к СМИ, то они ранее и сами просили об этом, так как им требуется аккредитация при освещении выборов, ведь на этом можно заработать деньги. Но надо делать это по желанию, не как в России — если издание имеет 5 тыс. подписчиков, то автоматически ты превращаешься в СМИ, а издание должно самостоятельно определять свой статус и в результате этого нести ответственность.
Алмамбет Шыкмаматов, депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ата Мекен»
— Я считаю, что не стоить поддерживать такого рода законы, потому что многие СМИ поддерживаются именно нашими геополитическими партнерами — Россией, Казахстаном и другими. Международные СМИ поддерживают конкуренцию и дают толчок в развитии местных СМИ. Но если они вредят, есть другие механизмы для того, чтобы закрыть их.
Почему мы вечно всех боимся и подозреваем. Мне это непонятно. В большинстве странах мира нет подобных ограничений. Ведь СМИ с иностранным участием не распространяют межнациональную рознь, другую идеологию.
В отношении интернет-изданий надо разрабатывать отдельный законопроект, потому что там особенная ситуация. Элементарно домены не принадлежат Кыргызстану. Множество сайтов не имеют информационно-новостного контента и при этом популярны, причем с совсем уж нехорошим содержанием. Нам тоже придется приравнять их к СМИ? Хорошо, допустим мы их приравняли по нашим законам, мы их должны закрывать. Но как мы их закроем? Они имеют международный домен «com». Принять-то все можно, а вот как реализовать? Вопрос остается открытым.