Региональный представитель Управления ООН по правам человека для Центральной Азии Матильда Богер представила доклад спецдокладчика ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение. Этот доклад был направлен руководству Кыргызстана еще в июне 2023 года.
Он был подготовлен на основе текста пятой редакции проекта Закона «О СМИ», опубликованного для общественного обсуждения администрацией президента в мае. ООН представила свои комментарии в отношении соответствия этого законопроекта международным обязательствам Кыргызстана в области прав человека в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах.
Богер напомнила, что 30 августа 2022 года Кыргызстан в качестве кандидата в члены Совета по правам человека на 2023-2025 годы представил добровольные обещания и обязательства во все постоянные миссии всех государств — членов ООН в Женеве.
В своей вербальной ноте Кыргызстан обязался «вести конструктивный диалог, направленный на улучшение системы защиты прав человека в стране», а также «продолжать сотрудничать с договорными органами ООН… и обеспечить выполнение рекомендаций, вынесенных по итогам обзора».
Однако у Кыргызстана есть несколько невыполненных рекомендаций УВКПЧ ООН, озвученных еще в 2022 году.
Так, КР поддержала следующие рекомендации ООН:
- создать благоприятные условия для свободы СМИ и свободы мнений и их выражения как в Интернете, так и в реальной жизни, привести в полное соответствие с международным законодательством местные документы в этой сфере;
- принять дальнейшие меры для предотвращения злоупотреблений законодательством об экстремистской деятельности и терроризме, подстрекательстве к этнической ненависти и диффамации с целью предотвращения целенаправленного преследования журналистов, медийных организаций и правозащитников.
Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность проектом закона о СМИ из-за сообщений о чрезмерном давлении, которое власти оказывают на журналистов и других лиц за выражение ими своего мнения, в частности мнения, критикующего инициативы государственных органов, включая возбуждение уголовных дел против блогеров и журналистов.
При этом освещение случаев «преследования и запугивания журналистов остается без ответа со стороны государства-участника».
Комитет ООН рекомендовал Кыргызстану как участнику Международного пакта о гражданских и политических правах:
- провести обзор национальной правовой и институциональной базы, которая может необоснованно ограничивать свободу СМИ, включая проект Закона «О СМИ», чтобы он соответствовал Международному пакту;
- отказаться от применения уголовного преследования в качестве инструмента давления за критические материалы по вопросам, представляющим общественный интерес;
- усилить защиту блогеров, журналистов, правозащитников и лиц, критикующих правительство, от любого рода угроз, давления, запугивания или нападения и обеспечить тщательное и независимое расследование, уголовное преследование и наказание всех случаев неоправданного вмешательства, совершенных в отношении этих профессионалов;
- пересмотреть Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» и обеспечить эффективные гарантии и судебный контроль всех решений о блокировании медиаресурсов.
Что говорилось в сообщении спецдокладчика ООН
Ограничения права на свободу выражения мнения должны быть совместимы с требованиями, изложенными в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, то есть они должны быть предусмотрены законом, преследовать законную цель, быть необходимыми и соразмерными.
Данное право включает в себя не только обмен положительной информацией, но и информацией, способной подвергнуть критике, шокировать или обидеть.
В качестве допустимых оснований для соразмерных ограничений могут быть использованы следующие законные цели:
- уважение прав или репутации других лиц;
- охрана государственной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения.
Специальный докладчик подчеркнула, что «на государство возлагается бремя доказывания того, что любые такие ограничения совместимы с пактом».
Комитет по правам человека напомнил, что отношения между правом и ограничением, а также между нормой и исключением не должны меняться на противоположные.
Кроме того, Комитет по правам человека пояснил, что «установление санкций для СМИ, издателей или журналистов исключительно за критику правительства или общественно-политической системы, которой придерживается правительство, ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве необходимого ограничения права на свободное выражение мнений».
Ограничения интернет-изданий, включая блоги и веб-сайты, не должны использоваться для ограничения свободы выражения мнений в Интернете сверх того, что разрешено международным правом.
Учитывая, что журналистской деятельностью может заниматься широкий круг субъектов, включая так называемых гражданских журналистов и блогеров, обобщенные системы регистрации и лицензирования журналистов несовместимы с Международным пактом о гражданских и политических правах.
«Допустимы лишь ограниченные схемы аккредитации, если это необходимо для предоставления журналистам привилегированного доступа к определенным объектам и/или событиям и при условии, что такие схемы применяются недискриминационным образом», — указано в спецдокладе ООН.
Спецдокладчик предостерегла от применения в законопроекте «единого подхода для всех» из-за риска создания чрезмерно широких и расплывчатых обязательств в отношении совершенно разных видов СМИ.
Озабоченность вызывает и тот факт, что законопроект приравнивает интернет-сайты к традиционным СМИ, вводя новые требования к регистрации, не учитывая специфические характеристики Интернета, такие как его транснациональный характер.
Таким образом, законопроект предоставляет слишком широкие и несоразмерные полномочия кабмину КР по регулированию онлайн-пространства, что может серьезно подорвать свободный поток информации в Сети и препятствовать праву граждан Кыргызстана на доступ к информации любого рода в Сети.
Спецдокладчик соглашается с большинством аргументов местных экспертов и СМИ по нарушениям в законопроекте о СМИ и считает, что все требования создают барьеры в деятельности массмедиа.
Принятие Закона «О СМИ» в его нынешнем виде будет иметь серьезные последствия для свободы выражения мнений в Кыргызстане.
Специальный докладчик рекомендовала Кыргызстану обеспечить совместные консультации с участием национальных и международных экспертов для того, чтобы документ соответствовал международным требованиям.