«Волна недовольства и эмоциональных высказываний, прокатившаяся в эти дни по Бишкеку в связи с действиями судьи Свердловского суда, наложившей арест на банковские счета трех информационных интернет-агентств, работающих на территории нашей республики — Azattyk.org, Kloop и «24.kg», оправданна и справедлива» — так прокомментировал омбудсмен Токон Мамытов судебное решение по иску Матраимовых.
По его мнению, каждый судья должен помнить всегда, что решение судьи является судьбоносным для всех участников судебного процесса в частности и, как следствие, для страны в целом. И поэтому каждый судья должен отдавать себе отчет и понимать, что все его решения должны при любых обстоятельствах соответствовать таким непререкаемым правилам, как:
- целиком и полностью соответствовать букве закона;
- быть тщательно продуманными и проанализированными;
- быть объективными и беспристрастными;
- не выходить за рамки здравого смысла и адекватности;
- соответствовать законным требованиям, а не отвечать сиюминутным пожеланиям кого-либо из участников судебного процесса;
- с осознанием персональной ответственности судьи как за выносимое им решение, так и за последствия этого решения. Все очень просто — следовать закону!
- «В соответствии с законодательством Кыргызской Республики семья Матраимовых, как и каждый гражданин Кыргызстана, имела полное и законное право подать в суд иски к тем СМИ, которые, по их мнению, нанесли ущерб чести и достоинству членов их семьи. Это Матраимовы и сделали, поскольку в соответствии с законодательством Кыргызской Республики «преступником» или «коррупционером» человека можно признать только по соответствующему решению суда. Поэтому суд был обязан принять к своему производству иски от семьи Матраимовых. Что и было сделано, и до этого момента все шло в соответствии с буквой закона», — говорится в сообщении омбудсмена.
Токон Мамытов подчеркнул, что после этого события стали развиваться непредсказуемо.
«Судья Свердловского суда Бишкека, без наличия достаточных оснований, приняла решение об аресте банковских счетов медиаагентств Azattyk.org, Kloop и «24.kg» для исполнения требований иска семьи Матраимовых к этим трем изданиям и еще к одному журналисту персонально в совокупном размере 60 млн сомов.
Все понимают, что эта сумма не просто чрезмерно высокая, но и неподъемная для любого информационного издания Кыргызстана, и в случае ее утверждения судом приведет к банкротству и закрытию средства массовой информации», — добавил омбудсмен.
Этим и объясняется реакция Института Медиа Полиси, назвавшего решение судьи Свердловского суда Бишкека Жылдыз Ибраимовой запугиванием СМИ Кыргызстана и давлением на них.
«Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (ст. 17 закона о СМИ) семье Матраимовых следовало обратиться с письменным требованием к руководству вышеуказанных СМИ за опровержением информации, которую они считают порочащей их честь и достоинство. В случае отказа опубликовать опровержение Матраимовым следовало бы обратиться с иском в судебные органы. Эта норма закона не была использована Матраимовыми.
Судья Свердловского суда Бишкека, куда обратилась семья Матраимовых, должна была принять к производству данный иск. И она его приняла. Но, поспешив наложить арест на банковские счета СМИ-ответчиков, судья Жылдыз Ибраимова хоть и обосновала свое решение статьей 145 Гражданско-процессуального кодекса КР, но в то же время дала повод считать, что суд намерен взыскать, прямо скажем, чрезмерно завышенную сумму в размере 60 млн сомов, которую затребовала семья Матраимовых.
В этом случае медиаагентствам Azattyk.org, Kloop.kg и «24.kg» и их адвокатам, опять же в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, следовало бы обжаловать решение судьи Свердловского суда Бишкека в вышестоящей инстанции, то есть в Бишкекском городском суде. А не выводить ситуацию на столь высокую эмоциональную волну с последующими призывами различных активистов к митингам и массовым акциям протеста. Желательно, чтобы СМИ Кыргызстана тоже не исключали в своей деятельности и заявлениях возможности мирного разрешения споров и конфликтных ситуаций.
К сожалению, данный пример — далеко не первый случай, когда суды подтверждают и определяют очень высокую сумму компенсации по исковым заявлениям истцов к ответчикам. И проблема здесь кроется в пробелах в законодательстве республики об определении суммы компенсации за моральный ущерб, которые и могут приводить к судебному произволу.
Об этих пробелах подробно рассказывается в докладе омбудсмена о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2018 году. В частности, в докладе поднимается вопрос о целесообразности установления суммы моральной компенсации.
После тщательного анализа ряда заявлений граждан в аппарате акыйкатчы (омбудсмена) КР пришли к выводу, что зачастую сумма исков, накладываемых судьями Кыргызстана, выходит за пределы разумности и адекватности. С учетом этого правительству было рекомендовано инициировать законопроект, предусматривающий внесение соответствующих дополнений в статью 1028 Гражданского кодекса КР, а именно — дополнить ее частью 4, изложив в следующей редакции: «Предельная сумма компенсации морального вреда не должна превышать 5 000 (пять тысяч) расчетных показателей». На сегодняшний день это 500 тыс. сомов.
В заключение своего комментария хотел бы отметить еще несколько моментов. Первое — данное дело взято под контроль аппарата акыйкатчы (омбудсмена) Кыргызской Республики, который будет осуществлять мониторинг этого судебного процесса. Второе — судейскому корпусу Кыргызстана необходимо помнить, что от их решений зависят судьбы не только кыргызстанцев, но и страны в целом — спокойствие и справедливость внутри Кыргызстана и имидж республики на мировой арене», — заключил омбудсмен.
Напомним, 21 ноября было опубликовано расследование «Азаттыка», OCCRP и Kloop о коррупции на кыргызстанской таможне, которая была частью деятельности уйгурского мультимиллионера Хабибулы Абдукадыра и членов его семьи. В этом расследовании фигурируют имена Айеркена Саймаити, убитого в Стамбуле, и экс-зампредседателя таможенной службы Райымбека Матраимова. В расследовании утверждается, что Айеркен Саймаити отмыл $700 млн через Кыргызстан.
12 декабря стало известно, что Матраимов подал иск против «24.kg», «Азаттыка», Kloop и журналиста «Азаттыка» Али Токтакунова. Иск касается защиты чести и достоинства Райымбека Матраимова. Суммы исков Райымбека Матраимова составили: 22,5 млн сомов — к «Азаттыку», 12,5 млн — к Kloop, 15 млн — к «24.kg», к журналисту Токтакунову — 10 млн. Судья Жылдыз Ибраимова уже вынесла определение об аресте банковских счетов ответчиков. Институт Медиа Полиси считает, что этот иск подан для запугивания других СМИ, а решение суда назвал давлением на СМИ.
Позже адвокаты ходатайствовали о снятии ареста со счетов массмедиа. В итоге суд отменил решение об аресте счетов.