В ноябре на Курултае президент Кыргызстана шокировал делегатов новостью о невероятном росте добычи золота в стране. По его словам, за неполный 2022 год страна добыла 37,8 тонн золота. Нацбанк подтвердил их наличие, но за какой период они были приобретены, не уточнил. Между тем, по оценкам правительства, страна добывает почти вдвое меньше золота, чем сказал президент. Мало того, часть золота из запасов Нацбанка может быть виртуальной и храниться не в виде металла, а на счетах в иностранных банках.
«Сегодня могу с гордостью сказать, что за один год было добыто 37,8 тонн золота и сейчас хранится в Нацбанке. Около 40 тонн золота только за один год. В истории Кыргызстана не было такого, чтобы собрали 40 тонн золота». Такое заявление сделал на народном Курултае, прошедшем 25-26 ноября 2022 года в Бишкеке, президент страны Садыр Жапаров.
40 тонн для Кыргызстана это много. Еще в мае 2022 года заместитель министра экономики и коммерции Руслан Татиков сообщал, что ежегодно в Кыргызстане добывается около 20-25 тонн золота. Получается, что президент сообщил о почти двукратном росте добычи золота в стране за один год. Возможно ли это даже чисто технически?
29 ноября на этот актуальный вопрос попытались ответить в Нацбанке. На пресс-конференции представитель Национального банка Аида Карабаева подтвердила, что в хранилище банка есть 37,8 тонн золота.
«Если посмотрите финансовую отчетность за 31 октября, там есть две статьи, касающиеся золота. Это золото на 57 млрд сомов, находящееся в резервах или 13 тонн золота. И также немонетарное золото и золотые запасы на 118,4 млрд сомов», — сказала Карабаева.
Однако никаких указаний на то, что весь этот объем золота был приобретен Нацбанком в 2022 году, в словах представителя банка не было. Кроме того, непонятно, идет ли речь только о физическом золоте, или в этот объем входят так называемые «металлические счета» в иностранных банках.
Так сколько же добыли в 2022 году?
Позже, отвечая на просьбу «Клоопа» уточнить информацию о том, сколько в этом объеме (37,8 тонн) металлического и неметаллического золота, Нацбанк также уклонился от прямого ответа на этот вопрос.
«Если мы говорим об общем объеме золота в НБКР в размере 37,8 тонн, то ответ на этот вопрос очевиден – все металлическое золото входит в заявленные 37,8 тонн», — сообщает НБКР.
Мы также не получили ответа на вопрос, были ли все эти 37,8 тонн золота приобретены Нацбанком именно в 2022 году.
В отчете о финансовом положении, на который ссылаются в Нацбанке, в открытом доступе приведены данные на конец октября 2022 года. В комментарии уточняется, что статьи учитывают накопленные данные, но за какой период, остается неизвестным.
Цифры, озвученные Нацбанком, отличаются от внешних оценок. «На конец октября 2022 года общий объем золота в НБКР составил 37,751 тонны, в том числе: монетарного золота – 13,081 тонн, запаса в золоте – 23,772 тонн и немонетарного золота – 0,898 тонн», — сообщили «Клоопу» в НБКР. Между тем, по данным Trading Economics в сентябре 2022 года, запас золота в Нацбанке Кыргызстана составлял чуть более 10 тонн.
Для понимания, о чем идет речь, важно уточнить некоторые термины.
Монетарное золото — это резерв драгметалла, хранящегося государством в форме монет и слитков, которые соответствуют стандартам Лондонской биржи цветных металлов (LBMA).
Немонетарное золото — это золото, которое продают как товар коммерческие банки. По данным НБКР, это слитки, которые не отвечают стандартам Лондонской биржи.
Запасы в золоте, по данным Нацбанка — это также слитки, которые соответствуют стандартам LBMA. Кроме того, как пояснял «Акчабар» со ссылкой на Нацбанк, запасы в золоте — это еще и драгметалл на счетах в иностранных банках.
«На счетах в иностранных банках» — важное уточнение. Как уже упоминалось выше, национальные банки могут хранить часть своего золотого запаса (активов) на так называемых «металлических счетах» — обычно это счета в крупнейших банках западных стран. Это не физическое, а виртуальное золото: сумма денег на счету привязана к мировым ценам на драгметалл и может меняться в зависимости от его биржевых котировок.
Следовательно можно сделать вывод, что некая неназванная часть из 37,8 тонн золота, о которых говорят Садыр Жапаров и Нацбанк, существует в виртуальной форме.
Мощность золотых рудников Кыргызстана
Способны ли золотые рудники Кыргызстана выдать 37,8 тонн золота за один неполный год, из ответа Национального банка «Клоопу» тоже осталось неясно. Банк сообщает, что у него есть право преимущественной покупки отечественного золота, и это не только золото «Кыргызалтына».
Отчеты добывающих компаний страны слабо соотносятся с заявлением президента о двухкратном росте добычи золота за этот неполный год.
Так, 2 ноября государственная «Кумтор Голд Компани» опубликовала отчет, согласно которому на крупнейшем в стране одноименном руднике с начала 2022 года произведено 12,110 тонн золота. И это — с учетом переработки складских запасов ранее добытой руды.
Второй крупный производитель золота — российско-кыргызстанская компания «Альянс-Алтын», разрабатывающая с 2019 года рудник «Джеруй», произвела в этом году всего 3,512 тонн золота.
Летом прошлого года Министерство энергетики и промышленности КР предоставило список 13 крупных месторождений золота. Без Кумтора и Джеруя их общие неизвлеченные запасы оцениваются в 490,1 тонны.
Однако, упоминая запасы, министерство не указывает объем добычи драгметала.
Если «Кумтор» с «Джеруем» вместе произвели в этом году 15,6223 тонны золота, а Садыр Жапаров заявляет о годовой добыче 37,8 тонн, то остается еще 22,1777 тонн. Откуда они взялись? Могут ли оставшиеся 11 месторождений страны, относительно небольших, произвести за неполный год более 22 тонн чистого золота?
Сколько это вообще — около 40 тонн золота?
Это довольно много. Например, такое количество золота произвела в 2021 году компания «Полиметалл» — один из пяти лидеров в России по добыче драгоценных металлов. Это компания с активами в РФ и Казахстане. Она разрабатывает 10 месторождений силами 13 тысяч сотрудников.
На Кумторе — крупнейшем месторождении золота в Кыргызстана — работают более 4 тысяч человек. Производственные показатели говорят о том, что с 2005 года на руднике не производили более 20 тонн золота в год. Да и то пик добычи — 23,4 тонны — был достигнут на «Кумторе» в далеком 2001 году, с тех пор объемы добычи падали.
«Кумтор» более 20 лет разрабатывала канадская Centerra Gold Inc. 29 июля власти Кыргызстана объявили об окончательном переходе компании в собственность государства. После национализации «Кумтора» в Кыргызстане разгорелся скандал вокруг продажи золота с месторождения и финансовых нарушений на руднике.
Так, из отчетов Нацбанка стало известно, что 19,2 тонны золота на сумму $1,1 млрд долларов экспортировали в «неопределенную страну». Садыр Жапаров заявил, что информация о стране, куда было продано золото, засекречена в целях безопасности. Однако журналисты выяснили, что это Швейцария. Президент на Курултае напомнил, что по этому поводу создана депутатская комиссия, но, по его словам, она до сих пор не посетила «Кумтор». Мало того, как сообщал «Клооп», эта комиссия даже не разу не заседала.
В сентябре 2022 года стало известно, что Генпрокуратура возбудила против управляющих «Кумтора» три уголовных дела. Предварительный ущерб от их действий оценили примерно в 1 млрд сомов. Бывшего внешнего управляющего «Кумтором» Тенгиза Болтурука задержали и водворили в СИЗО ГКНБ. 24 ноября 2022 года 24.kg сообщили со ссылкой на источники, что он попал в больницу. Просьбу «Клоопа» подтвердить или опровергнуть это сообщение ГКНБ оставило «без комментариев».