Депутаты Жогорку Кенеша поддержали законопроект, предполагающий защиту детей от вредной информации. В третьем чтении за инициативу вице-спикера Джамили Исаевой проголосовали 76 депутатов, против — двое. Один из них — Дастан Бекешев, который просил Исаеву не скидывать с себя ответственность за воспитание детей на государственные органы. Его аргументы не подействовали на коллег, и 11 июля парламент направил проект президенту Садыру Жапарову на подпись.
Редакция законопроекта, принятая парламентом
В законопроекте отмечается, что к информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, лекарства, содержащие в составе наркотические вещества, табачные изделия, никотиносодержащую, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовляемые на его основе, энергетические напитки, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
- отрицающая семейные и традиционно-общественные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
- предоставляемая в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия: вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе предоставляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Программы и передачи не новостного характера, которые могут повредить физическому, интеллектуальному и духовному развитию несовершеннолетних, должны иметь возможность технического ограничения доступа к их просмотру несовершеннолетними.
Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.
Первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью или развитию детей.
Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.
Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 200 метров от границ территорий указанных организаций.
Нарушение требований законодательства о мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе разрешение (родителями, лицами, их заменяющими, а также владельцами соответствующих объектов) нахождения детей в местах, в которых их нахождение запрещается или ограничивается, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 10 расчетных показателей (1 тыс. сомов), на юридических лиц — 50 расчетных показателей (5 тыс. сомов).
Распространение информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей, запрещенной для распространения среди детей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 20 расчетных показателей (2 тыс. сомов), на юридических лиц — 100 расчетных показателей (10 тыс. сомов).
Распространение вредной информации, совершенное с применением средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 50 расчетных показателей (5 тыс. сомов), на юридических лиц — 250 расчетных показателей (25 тыс. сомов).
Как планируют ограничивать доступ детей к вредной информации?
Разработчик проекта Джамиля Исаева сообщала, что при принятии закона будут введены ограничения. Для этого, по ее словам, кабинет министров утвердит правила и требования, закрепит ответственные за программное обеспечение и контроль министерства.
«За штрафы, конечно, будет ответственно Министерство внутренних дел. Возможность ограничивать получение информации есть. Будут введены ограничения для детей от 6, 12 и 18 лет. Основная ответственность в каникулярное время будет на родителях, во время учебы — на школе», — отметила депутат.
Депутат напомнила, что в настоящее время сим-карта, которой пользуется ребенок, регистрируется на его родителя. «После принятия закона будет привязка сим-карты к ребенку с указанием его возраста. На основании этого возраста будут запрещены соответствующие программы», — пояснила Исаева.
По словам заместителя министра цифрового развития Рената Айтымбетова, Министерство культуры и информации будет принимать решение о необходимости ограничить доступ к той или иной информации и направлять его в МЦР. Ограничивать доступ будут технические специалисты службы связи.
Председатель Службы по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития Жибек Абдуллаева сообщила, что для ограничения доступа к информации в TikTok, Facebook, Instagram и WhatsApp необходимо подписать договор с компанией Meta (TikTok, отметим, не продукт Meta).
«Тогда для наших пяти специалистов, знающих английский язык, будет дано право ограничивать доступ», — добавила она.
Заключено ли соглашение с Meta?
В ответ на запрос Kaktus.media в Министерстве цифрового развития сообщили, что к настоящему времени соглашение о сотрудничестве с компанией Meta не подписано.
При этом в МЦР проигнорировали следующие вопросы редакции:
- Когда Министерство цифрового развития намерено подписать соглашение с компанией Meta о предоставлении сотрудникам МЦР права ограничивать доступ к публикациям в социальных сетях?
- На какой стадии переговоры с Meta?
- Определен ли список сотрудников, которым будет дан этот доступ?
- Как они отбирались?
- Какова будет процедура по ограничению доступа к информации в соцсетях?
Стоит отметить, что Министерство цифрового развития, отвечающее в Кыргызстане за цифровизацию, направило ответ на запрос не по электронной почте, а через государственное предприятие «Кыргызпочтасы».
Опыт Казахстана
Во время обсуждения подобного законопроекта в мажилисе Казахстана международный центр журналистики MediaNet заявлял, что блокировка социальных сетей под предлогом защиты детей грозит стране потерями $5 млрд в год.
Согласно законопроекту, уполномоченный орган в лице Министерства информации и общественного развития РК получает право требовать от соцсетей и мессенджеров, у которых среднесуточно в течение месяца есть 100 тыс. и более пользователей из Казахстана, то есть практически все популярные ресурсы, как Instagram, Facebook, Telegram, YouTube и так далее, удаления любого противоправного с точки зрения ведомства контента.
Согласно замыслу авторов документа, соцсети и мессенджеры должны назначать «законных представителей» по Казахстану, которые в течение 24 часов будут обязаны выполнить требования МИОР. В случае отказа (назначить законных представителей, установить счетчик пользователей, удалить контент) доступ к соцсети или мессенджеру может быть ограничен на территории Казахстана.
По мнению экспертов, данные нормы не соответствуют практически всем базовым параметрам: правовым, экономическим, репутационным.
«В случае принятия эти нормы затронут интересы пользователей, СМИ и бизнеса, негативно отразятся на праве поиска, получения и распространения информации, свободно выражать свое мнение. Предлагаемые поправки не являются эффективными для борьбы с так называемым кибербуллингом (сетевой травлей), а, скорее, направлены на подавление инакомыслия, критики в Сети и на контроль частной жизни пользователей. Об этом свидетельствует статистика запросов Казахстана в Google по удалению контента, в которой преобладает не кибербуллинг, а критика представителей власти и неконкретизированная «национальная безопасность», — отмечали тогда эксперты.
По расчетам сервиса NetBlocks, гипотетический ущерб экономике и бизнесу Казахстана от блокировки популярных социальных сетей и мессенджеров (Facebook, Instagram, YouTube, WhatsApp, Twitter) составит:
- в течение одного дня – $13,6 млн;
- в течение одного месяца – $407,7 млн;
- в течение года – почти $5 млрд.
В качестве альтернативы эксперты предлагали:
- использовать существующие механизмы платформ по собственным правилам регулирования контента и взаимодействию с властями, которые построены на международных стандартах и развиваются прогрессивнее законодательства;
- обязать школы принять правила поведения при выявлении случаев буллинга;
- выделить ресурсы для предоставления пострадавшим консультаций и помощи;
- развивать и продвигать программное обеспечение типа «Родительский контроль» для несовершеннолетних лиц.
Однако в 2018 году, несмотря на требования экспертов, СМИ и бизнеса, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписан Закон РК «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
После подписания закона в МИОР отметили, что закон позволит создать эффективные механизмы обеспечения прав ребенка на информационную безопасность в условиях современного информационного пространства. С его введением прогнозировалось снижение психотравмирующего и растлевающего влияния на детей, которое побуждает их к агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, противоправным деяниям.
Закон вступил в силу спустя шесть месяцев, но в 2021 году депутаты казахстанского парламента начали рассматривать поправки к ранее принятому документу.
В ноябре 2021 года Министерство информации и общественного развития РК сообщило, что ведомство и Facebook пришли к соглашению о тесном сотрудничестве по вопросам противодействия вредоносному контенту, с акцентом на защиту прав детей в Интернете.
«С целью оказания содействия правительству Казахстана в решении вопроса повышения безопасности информационного пространства, со стороны Facebook предоставлен РК прямой эксклюзивный доступ к внутренней Системе уведомления о контенте (Content Reporting System (CRS). CRS позволит Министерству оперативно сообщать о контенте, содержащем нарушения как глобальной контентной политики Facebook, так и национального законодательства Республики Казахстан», — отметили в ведомстве.
Казахстан является первой страной в Центральной Азии, которая получила доступ к системе и уже подключилась к прямому каналу связи с международной командой Facebook, отвечающей за контентную политику.
По данным министерства, во время подписания соглашения региональный директор Facebook по связям с общественностью Джордж Чен отметил: «Facebook с удовлетворением отмечает совместную работу с правительством Казахстана, особенно в направлении обеспечения безопасности детей в Интернете. В качестве первого шага на пути к нашему долгосрочному сотрудничеству мы рады предоставить правительству Казахстана доступ к Системе уведомления о контенте, которая, как мы надеемся, поможет более эффективно и действенно бороться с вредоносным контентом. Команда Facebook также продолжит проводить обучение казахстанских специалистов в интересах обеспечения безопасности киберпространства».
Однако на следующий день директор Meta Platforms по политическим коммуникациям в Азиатско-Тихоокеанском регионе Бен МакКонаги опроверг новость МИОР:
Во-первых, мы не делали совместного заявления с правительством Казахстана — вместо этого правительство Казахстана выпустило собственное заявление, основанное на обсуждениях, которые мы провели с ним по поводу нашего глобального процесса запросов от правительств об ограничении контента, нарушающего местное законодательство. Этот процесс в Казахстане такой же, как и в других странах мира.