«В Правилах аккредитации журналистов, средств массовой информации в ЖК от 28 декабря 2010 года говорится, что решение о лишении журналиста аккредитации принимается руководителем аппарата ЖК по представлению пресс-службы парламента. Ни о какой комиссии по аккредитации не говорится ни в Регламенте Жогорку Кенеша, ни в Правилах аккредитации. Поэтому непонятен статус указанной комиссии и правомерность ее решения», — говорится в сообщении ОФ «Институт Медиа Полиси».
Напомним, сегодня пресс-служба ЖК сообщила, что в 2014-2015 годах «журналисты распространили не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство депутатов Игоря Гусарова и Ирины Карамушкиной. Решением комиссии по аккредитации журналистов корреспонденты ИА «24.kg» Юлия Костенко, Дарья Подольская, Махинур Ниязова лишены аккредитации».
«Институт Медиа Полиси» подчеркивает, что даже если бы журналисты были лишены аккредитации законно, то, согласно Закону «О доступе к информации…», им не может быть отказано в праве присутствовать на любом заседании в качестве граждан КР.
Согласно Закону «О доступе к информации, находящейся в ведении госорганов и органов МСУ», заседания в указанных ведомствах являются открытыми для общественности, за исключением закрытых заседаний. Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них граждан, которыми поданы заявки на участие в соответствующих заседаниях.
«Вместе с тем хотелось бы напомнить пресс-службе парламента, что деятельность ЖК основывается на принципах открытости, доступности и соблюдения конституционных норм и законов, ими же принятых», — говорится в сообщении ОФ.
Уточняется, что, согласно пункту 4.1 Правил аккредитации журналистов в ЖК, правила действуют «до истечения срока полномочий ЖК пятого созыва.
«Таким образом, решение о лишении аккредитации журналистов в пятом созыве не может распространяться на процесс аккредитации журналистов в шестом созыве. Следовательно, решение прошлого созыва не может являться основанием для отказа в аккредитации вышеуказанным журналистам», — говорится в сообщении.
В связи с тем что срок действия указанных правил истек, ОФ предлагает при разработке нового документа по аккредитации журналистов исключить норму, согласно которой решение о лишении аккредитации журналистов либо самого СМИ принимает единолично руководитель аппарата Жогорку Кенеша.
«Неправомерно предоставлять ему полномочия самостоятельно оценивать ту или иную информацию на предмет наличия в ней «сведений, порочащих честь и достоинство ЖК, коалиции большинства, фракций, комитетов и депутатов». Поскольку республиканское законодательство предусматривает, что вопрос о распространении порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений рассматривается непосредственно в судебных органах», — говорится в сообщении ОФ.
«Институт Медиа Полиси» напоминает, что в Кыргызстане существует законодательная база по регулированию
института аккредитации журналистов. Такие нормы заложены в законах «О СМИ», «О телевидении и радиовещании», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и
органов местного самоуправления КР» и в других документах. На основе этих законов и должны писаться внутренние положения и правила по аккредитации в государственных структурах.