В 2011 году Общественный Фонд «Гражданская Инициатива Интернет Политики» опубликовал исследование «Оценка государственных сайтов Кыргызской Республики», в котором был проведен обзор государственных сайтов и дана оценка эффективности информационной деятельности. Были рассмотрены 80 государственных сайтов.
Как показывает поверхностный анализ сайтов, участвовавших в исследовании, с тех пор некоторые госорганы предприняли усилия для улучшения собственных сайтов, но в целом значительной тенденции к изменению за 1,5 года не наблюдается. Государственные органы, не считая отдельных, по прежнему не уделяют достаточно внимания собственным сайтам в Интернете и предоставлению услуг населению через Интернет, в общем то и как информационной политике в целом. На мой взгляд это не одно из мелких упущений в работе со стороны Правительства, а достаточно большой минус в его работе. То есть одному из самых важных и первичных функций государственной власти — обеспечение информацией и информационное взаимодействие с обществом, не уделяется достаточного внимания.
Возможно причиной этого является то, что руководители госорганов понимают, что это не самая востребованная сторона их работы, так как основные претензии со стороны граждан и общества не к наличию сайта и его наполненности, а к другим направлениям деятельности. В какой то мере низкий уровень проникновения Интернета тоже не способствует и не подстегивает общество требовать от госорганов внедрения госуслуг и предоставления информации прежде всего в Интернете. В итоге это порождает порочный круг — когда граждане от госорганов ничего не ждут, а госорганы в ответ ничего гражданам не предоставляют. Также те, кто может влиять на деятельность Правительства — а это прежде всего сам Глава Правительства и вице-премьеры, Парламентарии и в какой то мере общественные деятели и представители неправительственного сектора критикуют государственные органы за что угодно, но только не за плохие сайты или неактивную работу в Интернете.
В основном государственные органы имеют сайты, содержащие общую информацию о госоргане, основные НПА его деятельности такие, как устав, положение, перечень услуг и обязанностей и новостные разделы — то есть сайты-странички или блоги ведомства. Но реально ценной информации для граждан весьма мало, такой как:
— Качественные информационные буклеты об услугах и деятельности госоргана
— онлайн общественные приемные
— формы и бланки заявлений
— ведомственные базы данных, то есть выдача онлайн справок и информации
— получение лицензий, сертификатов и прочей разрешительной документации
— информация о финансовой стороне работы госоргана или бюджетная прозрачность.
Среди госорганов выгодно отличаются в этом направлении:
— сайт Министерства юстиции, где есть база НПА и юридических лиц страны
— база данных законопроектов на сайте Жогорку Кенеша
— порталы «открытый бюджет», «государственные закупки», «экономическая карта» министерства финансов.
— база свободных госномеров авто и база готовых паспортов на сайте Государственной регистрационный службы
— база поиска ИНН, счет-фактур и акцизных марок на сайте Налоговой службы
— база операторов связи и услуг связи на территории страны на сайте Агентства связи
— Один из самых востребованных и интересных ресурсов во время выборов — система мониторинга выборов на сайта ЦИК или список избирателей.
По активности работы с населением онлайн выгодно отличаются Государственная регистрационная служба и Мэрия Бишкека, а также Главное Управление Безопасности Дорожного Движения при МВД. Пресс-службы данных госорганов проявляют активность на различных интернет-площадках по взаимодействию с населением, например в социальных сетях, на форумах (в частности на «Дизель-форуме») и т. д. Данный фактор позволяет госоргану получить более высокий уровень доверия со стороны населения
Конечно наличие этих сервисов на сайте зависит от функций госоргана и количества услуг для населения, предусмотренных в его уставе. Некоторые из госорганов являются специализированными и в их функциональные обязанности не входит работа с населением.
Но в пример хотелось бы привести Казахстан, где реализуется национальная программа по развитию Электронного Правительства egov.kz. На данный момент около 1,5 млн. населения получили Электронную цифровую подпись, госорганы оказывают 134 электронные услуги через Интернет. По данным на декабрь 2012 года выдано около 13 млн. справок населению через Интернет.
В исследовании ОНН, в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства, по данным 2008 года Кыргызстан был на 102 месте, в 2010 года на 91 месте. По итогам 2012 года на 99 месте.
Анализ государственных сайтов востребованности и популярности в Интернет на ТиЦ и PR
В исследовании ГИИП сайты оценивались по 14 параметрам, такими как удобство использования сайта и дизайн, своевременность обновления, информация о государственных услугах, доступ к формам и бланкам, доступ к ведомственным базам данных и т. д. В данном обзоре я проанализировал сайты госорганов, не затрагивая сайты госпредприятий и органов МСУ.
Делать новый анализ всех сайтов по всем параметрам это отдельная большая работа. Я упростил задачу и проверил сайты на такие качества как ТиЦ и PR (системы оценки сайтов Гугл и Яндекс). Хотя эти показатели скорее отражают популярность и цитируемость сайта в сети, нежели их функциональность для пользователя, но в какой то мере эти факторы взаимозависимы.
PR (Page Rank) — это алгоритм учета внешних ссылок, который представляет компания Google. Каждая страница имеет PR от 0 до 10. Для показателя 1 нужно от 1-10 внешних ссылок, для 2 от 10-100, 3 показатель должен составлять сумму от 100-1000 внешних ссылок, 4 от 1000-10.000 и т.д. Для того чтобы показатель PR достиг более высокого уровня необходимо в разы увеличить количество внешних ссылок.
Тематический индекс цитирования (ТИЦ) — технология поисковой машины Яндекс, заключающаяся в определении авторитетности интернет-ресурсов с учётом качественной характеристики — ссылок на них с других сайтов. Однако значимость определяется не только по количеству ссылок на них, но и качеству этих ссылок и авторитетности источников ссылки.
Объем страниц в Google — это показатель количества страниц, индексированных поисковой системой Google, который отражает объем сайта, его историю и обновляемость, количество информации в нем — страниц, разделов, документов и т.п.
Рейтинг сайтов по Page Rank
Значения оценок:
0 или 1 можно констатировать как плохо
2 и 3 недостаточно
4 хорошо
5 очень хорошо
6 отлично.
К примеру сайт Информ-агентства АКИпресс имеет рейтинг PR равный 6, сайт ОФ «Гражданская Инициатива Интернет Политики» равный 4.
Рейтинг сайтов по ТиЦ
Конечно же высокий ТиЦ сайтов Президента, Правительства и Парламента прежде всего объясняется значимостью этих органов, т. е. их центральной ролью и повышенным интересом к ним со стороны местных и зарубежных СМИ и других ресурсов. Но на ТиЦ также влияет качество и количество информации, предоставленной на сайте.
К примеру сайт Инфор-агентства АКИпресс имеет рейтинг ТиЦ равный 1100, сайт ОФ «Гражданская Инициатива Интернет Политики» равный 50.
Объем индексированных страниц
Большой объем количества страниц, т. е. более чем 2 или 3 тыс. объясняется наличием большого количество информации, в частности возможно базы НПА или подключенных ведомственных баз данных или прочих услуг, генерирующих страницы и сообщения на сайте. Большое количество индексированных страниц для GOV.KG объясняется также тем, что поисковик включает в него все субдомены (*.GOV.KG).
К примеру АКИпресс имеет около 5 млн. страниц, индексированных Google, сайт ГИИП около 2,5 тыс. страниц.
Анализ некоторых сайтов на улучшение по параметрам исследования
В исследовании 2011 года сайты оценивались по разным параметрам и некоторые неплохие сайты по некоторым параметрам получили низкие баллы, хотя в целом баллы были нормальные. К примеру:
Сайт Министерства экономического развития и торговли, на данный момент Министерства экономики имел низкие оценки по параметрам:
Доступ к формам и бланкам — 3
Доступ к ведомственным базам данных — 3
На данный момент, по первому параметру у сайта есть улучшения. По второму параметру видимых изменений.
Сайт Министерства транспорта и коммуникаций имел оценку по параметрам:
Информация обновляется своевременно — 3
Доступ к ведомственным базам данных — 3
Язык представления информации — 3
По параметру 1 можно отметить улучшение. По параметрам 2 и 3 улучшений нет.
Министерство энергетики имело оценку 3 по параметру Доступ к ведомственным базам данных . На момент написания статьи сайт был недоступен.
Министерство культуры имело следующие низкие оценки:
Информация обновляется своевременно — 3
Наличие информации о государственных услугах — 3
Доступ к формам и бланкам — 0
Доступ к ведомственным базам данных — 3
По параметру 1 можно отметить улучшение. По остальным параметрам улучшений нет. Более того, можно отметить сайт как низкоинформативный.
Министерство здравоохранения имело следующие низкие оценки:
Наличие информации о государственных услугах -3
Доступ к формам и бланкам — 3
Улучшений по этим параметрам нет.
Министерство обороны имело следующие низкие оценки:
Наличие информации о государственных услугах -3
Доступ к формам и бланкам — 0
Доступ к ведомственным базам данных — 3
По параметру 1 есть улучшение, по 2 и 3 нет.
Министерство внутренних дел имело низкие оценки:
Наличие информации о государственных услугах -3
Доступ к формам и бланкам — 0
Доступ к ведомственным базам данных — 3
По параметру 1 есть видимое улучшение. По 2 и 3 нет.
Министерство чрезвычайных ситуаций имело низкие оценки:
Наличие информации о государственных услугах -3
Доступ к формам и бланкам — 3
Доступ к ведомственным базам данных
По параметру 1 есть видимое улучшение. По 2 и 3 нет.
Министерство иностранных дел имело низкие баллы:
Наличие информации о государственных услугах -3
Доступ к формам и бланкам — 3
По параметру 1 есть видимое улучшение, по второму нет.
Государственная налоговая служба имела низкие баллы:
Наличие информации о государственных услугах — 3
Доступ к ведомственным базам данных — 3
По этим параметрам наблюдается видимо улучшение.
Государственная таможенная служба имело низкие баллы
Наличие информации о государственных услугах — 3
Доступ к формам и бланкам — 3
Доступ к ведомственным базам данных — 3
по всем параметрам видимое улучшение.
Если сайт имеет низкую оценку по некоторым параметрам, к примеру «доступ к формам и бланкам» или «Доступ к базам данных», это не значит что сайт некачественный. Возможно госорган не имеет подобных услуг и в его функциях взаимодействие с гражданами минимальное по уставу.
Кыргызскоязычный интернет и сайты госорганов
Со стороны парламента и некоторых госорганов постоянно инициируются попытки принудительного внедрения и использования Государственного языка и прочие попытки его развития. Это конечно немаловажно и очень актуально в наших условиях, но проблема неразвитости кыргызского языка также присутствует в Интернете. Многие сайти государственных органов не имеют кыргызских версий своего сайта или они существенно урезаны в информационном плане.
Одним из факторов повышения интереса кыргызскоязычного населения к Интернету и новым технологиям могло бы стать наличие качественных информационных и государственных услуг на государственных сайтах.
Выводы
Причина слаборазвитости государственных сайтов в том, что руководители госорганов считают это не самой востребованной стороной их работы, так как основные претензии со стороны граждан и общества не к сайту и его наполненности, а к другим направлениям работы госорганов. Низкий уровень цирфовой грамотности (проникновения Интернета) тоже не способствует и не подстегивает общество требовать от госорганов внедрения электронных услуг и предоставления информации онлайн. В итоге, это порождает порочный круг — когда граждане от госорганов ничего не ждут, а госорганы в ответ ничего гражданам не предоставляют. Также те, кто может влиять на деятельность правительства — прежде всего, премьер-министр и вице-премьеры, парламентарии и в какой-то мере общественные деятели и представители неправительственного сектора критикуют исполнительную власть и другие госорганы за что угодно, но только не за плохие сайты или неактивную работу в Интернете.
Для преломления этой ситуации необходимо понимание этой проблемы и желание изменений со стороны самих госорганов, руководства страны и общества. Руководители госорганов, если они хотя остаться в истории как реформаторы и приверженцы инноваций, а не «еще один министр или директор» должны начинать работу в этом направлении и брать инициативу на себя, а не ждать распоряжений сверху или пока это не оформится в жесткое требование и претензию со стороны населения. Проще говоря, делать что-то для развития курируемой отрасли, развивать электронные услуги и информационное взаимодействие с обществом.
Со стороны Правительства должно быть понимание и осознание преимуществ для экономики и общего развития страны от развития электронных услуг, хотя они очевидны. Поощрять и принуждать государственные органы развивать эти услуги.
Эркин Мамасалиев
http://www.gipi.kg/archives/4220