Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Президенту Кыргызской Республики Атамбаеву А.Ш.

Уважаемый Алмазбек Шаршенович!

Общественное Объединение «Центр информационного права» и Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ обращаются к Вам с просьбой использовать свое конституционное право наложить вето на проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики».

Общественное Объединение «Центр информационного права» и Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ ознакомились с проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициированный группой депутатов ЖК КР и представляет свое экспертное заключение.

Право на свободу мысли и мнения является одним из основополагающих прав каждого человека, гарантированное Конституцией и законодательством КР. Не будет преувеличением утверждать, что реализация права на свободу распространения информации, обеспечение свободного доступа, к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства.
Предлагаемые законопроектом поправки содержат в себе размытость формулировок и двоякие толкования, вдобавок он существенно противоречит действующему законодательству и попирает многие положения ратифицированных международных документов. Прежде всего, надо отметить, что одни из основополагающих документов в области прав человека, такие как, Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная резолюцией 217 А (iii) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., и Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года закрепляют в качестве одного из неотъемлемых прав каждого человека «право на свободу убеждений и на свободное выражение их (это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ)». Далее многие положения законопроекта противоречат также и действующему законодательству Кыргызской Республики, к примеру, в статье 31 Конституции, которая гарантирует каждому право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, и в статье 33, что дает право свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом.
Суть предлагаемых поправок якобы сводится только к замене негативного словосочетания «заведомо ложный донос» на «заведомо ложное сообщение о совершении преступления». Однако по сути один термин, узкий по своему содержанию и значению, предполагается заменить на более широкий и двусмысленный. Толковые словари определяют термин «донос» как тайное обвинительное сообщение представителю власти, начальнику о чьей-нибудь деятельности, поступках, а термин «сообщение» как совокупность данных, содержащих какие-либо сведения, предназначенные для передачи по каналу связи от источника к потребителю (получателю) сообщения. Таким образом, очевидно несоответствие по содержанию и значению между этими двумя терминами, что позволяет делать определенные выводы о намерениях государственной власти привлечь к уголовной ответственности именно средства массовой информации. Наличие подобных «неясных» формулировок дает право в будущем лицам и органам относить любую «неугодную» и «нежелательную» информацию к действию данного законопроекта, и привлекать к ответственности распространителей, в частности средства массовой информации. Все это ведет к тому, что данный законопроект станет основанием для ограничения свободы слова граждан Кыргызской Республики, а также будет служить мощным рычагом давления на СМИ. Кроме того, необходимо отметить, что если бы замена термина «донос» на термин «сообщение» была бы лишь в целях приведения в соответствие с современными требованиями по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан (как указано в Справке-обосновании), то термин «сообщение» должен быть дополнен словосочетанием «в правоохранительные (органы дознания) или судебные органы, в качестве указания именно формы донесения информации (как это идет в уголовных кодексах стран СНГ), в то время как, использование просто термина «сообщение» без уточнений и дополнений достаточно широкое по смыслу и толкованию, и, следовательно, планируется и будет использовано в качестве попытки ограничения свободы слова в Кыргызской Республике, а также будет служить основанием для злоупотребления со стороны некомпетентных лиц. В случае принятия законопроекта в данном виде будут возникать такие ситуации, когда по любому факту освещения той или иной информации, будут подаваться иски на предмет привлечения представителей средств массовой информации к уголовной ответственности, и вследствие невнятности положений закона, данные иски будут удовлетворяться, а также будут использоваться в качестве инструмента ограничения свободы слова в стране. Кроме того есть риск, что все возможные мнения специалистов, экспертов или просто лиц, желающих высказать свое мнение по тому или иному вопросу, будут также фильтроваться и проверяться на предмет возможности привлечения к уголовной ответственности, что несомненно станет основанием подавления выражения плюральных точек зрения в стране по актуальным вопросам. Данный законопроект не был проработан в полной мере, содержит слишком широкие и размытые формулировки, принятие которых повлечет за собой двоякое толкование их, и в случае возникновения спорных ситуаций будут созданы основания для злоупотребления и привлечения к ответственности невиновных лиц. Все это служит доказательством того, предлагаемые поправки лишь станут инструментом борьбы с неугодными средствами массовой информации, а также станут основанием ограничения свободы слова в Кыргызстане.

Таким образом, на наш взгляд, предлагаемое предложение по принятию проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициируемого группой депутатов ЖК КР, в существующем виде является необоснованным, и повлечет за собой введение официальной цензуры в Кыргызской Республике.

— Общественное Объединение «Центр информационного права»
— Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ.

http://medialaw.kg/?q=node/2505