Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Министерство культуры и информации опубликовало для общественного обсуждения обновленный вариант Закона «О СМИ», который ранее был отозван из Жогорку Кенеша.

Напомним, новую редакцию закона о СМИ продвигает администрация президента. Была создана рабочая группа, которую возглавил руководитель управления правового обеспечения Мурат Укушов. В рабочую группу вошли медиаэксперты, юристы и представители независимых СМИ. Они указали на ряд нарушений и противоречий, однако авторы один за другим предлагали новые версии документа, в которых не были учтены принципиальные замечания членов рабочей группы.

Для доработки проекта по поручению главы государства в марте 2024 года была создана новая рабочая группа при Министерстве культуры. В нее вошли юрист «Института Медиа Полиси» Нурбек Сыдыков, учредитель издания Kaktus.media Дина Маслова, сотрудник радио «Азаттык» Кубат Оторбаев, главный продюсер телеканала Next TV Дмитрий Ложников, депутат ЖК Жанар Акаев, юрист Акмат Алагушев и другие. Руководителем группы стал заместитель министра Чынгыз Эсенгул уулу.

Несколько месяцев вновь созданная рабочая группа пересматривала законопроект, который теперь и предлагается широкой аудитории.

Какие поправки внесены в текст Закона «О СМИ»?

Глава 1. Общие положения

В данную главу добавлена формулировка о том, что в КР каждый имеет право на свободу слова (… …), которое реализуется через:

8) создание равных условий для средств массовой информации и недопущение монополизации средств массовой информации;

9) развитие саморегулирования медиасектора.

4. Госорганы, органы МСУ, должностные лица, ОО и учреждения независимо от формы собственности обязаны предоставлять СМИ и журналистам доступ к объектам, информации, материалам, представляющим общественный интерес или затрагивающим законные интересы, права и свободы человека.

5. Ограничение свободы мнения и печати допускается в условиях чрезвычайного или военного положения в соответствии и в пределах, установленных конституционным законодательством о военном и чрезвычайном положении.

Статья 2. Законодательство КР о СМИ

В данной статье указано, что законодательство КР о СМИ состоит из Конституции КР, вступивших в силу в установленном законом порядке международных договоров, участницей которых является республика, настоящего Закона, Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» и издаваемых в соответствии с ними иных НПА.

Статья 3. Основные понятия

Есть определение СМИ, где исчезло несколько понятий. Предлагается следующее:

СМИ – периодическое печатное издание, телеканал, радиоканал, аудио-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, имеющие постоянное наименование (название).

Как предлагалось ранее?

Журналист – творческий работник, занимающийся сбором, анализом, редактированием, подготовкой материалов и распространением информации.

Как было ранее?

Также внесено изменение в понятие «сетевое издание».

Теперь сетевое издание ‒ форма распространения информации в виде электронного издания, предназначенного для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через общедоступные телекоммуникационные сети, имеющее постоянное название.

Четко прописана формулировка общественного интереса:

общественный интерес – функционирование государства, государственных и муниципальных должностных лиц и общественных деятелей, влияющих на политику, здоровье, образование и безопасность населения, правоприменение и отправление правосудия, защиту прав человека, потребительские и социнтересы, окружающую среду, экономвопросы, осуществление власти, искусство и культуру, религию или вопросы, которые затрагивают интересы или имеют последствия для широкого круга лиц.

Статья 5. Ограничение и распространение информации

2. СМИ должны принимать меры по недопущению:

1) распространения информации, причиняющей вред психическому или физическому здоровью детей;

2) распространения информации о частной жизни человека, посягательства на их честь и достоинство, деловую репутацию, без его согласия, кроме случаев, установленных законом либо если это необходимо для защиты конституционных прав третьих лиц или для защиты общественных интересов и/или приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3) распространения материалов, нарушающих принцип презумпции невиновности человека. Претензии по распространенной информации из пресс-релизов правоохранительных органов предъявляются самим правоохранительным органам, предоставившим официальную информацию.

Ограничение деятельности СМИ не распространяется на случаи сбора, поиска и распространения СМИ анализа, исследований, проблем и нарушений прав и свобод человека.

Статья 6. Случаи неразглашения информации

У СМИ остается право сохранять в тайне источник и не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее обоснованное и мотивированное требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Статья 9. Учредитель средства массовой информации

Статью существенно сократили. Теперь она выглядит следующим образом:

  • Учредителем СМИ может быть физлицо или юрлицо в любой организационно-правовой форме.
  • Учредитель СМИ не вправе вмешиваться в редакционную деятельность, за исключением случаев, связанных с управленческими изменениями или корпоративными объявлениями, которые могут оказывать непосредственное влияние на работу СМИ.
  • Юрлицо с иностранным участием в КР и любое иностранное юрлицо, находящееся за пределами страны, где доля иностранного вклада в уставном капитале составляет 50% и более, не могут быть учредителями телевизионных организаций.
  • По претензиям и искам, связанным с сообщением или материалом учредителя СМИ, ответственность несет учредитель.
  • Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Статья 13. Государственная регистрация СМИ

Этой статье уделялось при обсуждении особое внимание. Ранее она была раскритикована медиасектором, потому что через регистрацию государство пыталось бороться со свободными СМИ. Ключевое предложение — добровольная регистрация сетевого издания как СМИ — сохранилось:

2. Сетевое издание, аудио-, видео-, кинохроникальная программа имеет право пройти регистрацию на добровольной основе в качестве СМИ в органах юстиции в порядке, установленном кабмином.

Также теперь четко прописано, что СМИ считается зарегистрированным со дня принятия решения органами юстиции. (Ранее указывалось органом регистрации МЦР.)

Статья 15. Перерегистрация СМИ

1. Смена учредителя, изменение состава учредителей, а равно наименования (названия) является основанием для перерегистрации СМИ.

Ранее смена учредителя была возможной только при перерегистрации СМИ.

Статья 17. Отказ в государственной регистрации СМИ

Также важным моментом стало то, что решение органов юстиции об отказе или возврате заявления о государственной регистрации СМИ может быть обжаловано в соответствии с Законом КР «Об основах административной деятельности и административных процедурах».

До этого такого права не было.

Статья 19. Прекращение и приостановление деятельности СМИ.

Количество статей по статусу редакции сократили с восьми до двух. Остались только ключевые:

  • «Статус редакции СМИ»;
  • «Прекращение и приостановление деятельности СМИ»

.

Основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются неоднократные (более двух раз) в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований части 1 статьи 5 настоящего закона, по поводу которых уполномоченным госорганом в сфере информации были вынесены письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (редактору), которые не исполнены.

Основания о прекращении работы СМИ исключены:

  • основанием для приостановления судом деятельности СМИ были: необходимость обеспечения иска;
  • нарушение Конституции и законодательства КР.

Статья 23. Право на получение информации

Госорганы, органы МСУ, ОО, предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций в течение трех рабочих дней, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Госорганы, органы МСУ, ОО, предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности, их должностные лица в случае чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации и военного положения на условиях равного доступа к информации обязаны предоставлять оперативную информацию СМИ независимо от формы собственности.

Статья 25. Отказ в предоставлении информации

Теперь госорганы в случае отказа предоставления информации должны мотивировать свой отказ со ссылкой на соответствующие нормы закона, в соответствии с которыми запрашиваемая информация не может быть предоставлена.

Статья 32. Освобождение от ответственности

СМИ и его работники не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство, деловую репутацию физ- и юрлиц, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей и несовершеннолетних, либо представляющих собой злоупотребление СМИ и (или) правами журналиста в случае:

  • если эти сведения содержались в официальных документах и сообщениях;
  • если они получены от пресс-служб государственных и общественных органов.

В чем суть изменений?

Как сообщили разработчики, в новой версии исключены статьи и нормы, дублирующиеся в других законах и кодексах. Исключено из текста закона Минцифры как еще один орган, который должен регулировать СМИ.

Также принято решение отказаться от статьи «Устав редакции», потому что он уже по сути существует при регистрации организации в Минюсте.

Эксперты признают, что в законопроекте есть пробелы и погрешности, но этот документ является компромиссным. При этом есть возможность защитить его в парламенте, когда его вновь будут рассматривать депутаты. Это может произойти уже в сентябре текущего года.

https://kaktus.media/504947